Метры страха

Стоит ли верить страшилкам об опасности собственного жилья?

Стоит ли принимать всерьез страшилки об опасности собственного жилья?

Чего только нет в современных квартирах! «Коктейль» из новых стройматериалов и бытовой техники… Все мы стремимся сделать условия проживания для себя и своих близких наиболее комфортными. Но улучшаем ли таким образом среду своего обитания? Многие интернет-источники нагнетают напряжение, мол, все плохо и лучше уже не будет. «Камикадзе поневоле», «Противогаз не роскошь», «Приказано выжить» — вот только несколько заголовков статей, авторы которых утверждают, что все мы экстремалы по собственному желанию. Что же не так с нашим жильем?

Один из страхов, которым мы сегодня мучаемся, связан с электромагнитным излучением, что создается электрокабелями, компьютерами и оргтехникой, телефонами, бытовыми приборами. Получается парадокс: с одной стороны, мы стремимся их приобрести, считая необходимыми, с другой — опасаемся негативного влияния новинок на свое здоровье.

Например, в каком доме сегодня нет печи СВЧ? Разогреть пищу с ее помощью под силу даже ребенку. Тем не менее многие из нас вдруг засомневались, а небезопасно ли вообще находиться рядом с работающей печью? «Практически любой товар, в том числе и печь СВЧ, завезенный на территорию Беларуси, — комментирует заведующий отделом гигиены Минского городского центра гигиены Сергей Козыревич, — должен пройти обязательную экспертизу и получить документ о государственной регистрации, который подтверждает: изделие безопасно. Кроме того, товар проходит сертификационные испытания, подтверждающие его качество». Специалист рекомендовал спрашивать оба документа при покупке подобных товаров. А вот отсутствие оных — реальный повод усомниться в безопасности предлагаемой продукции.

Что подразумевается под экспертизой? Печь СВЧ проходит испытание по таким показателям, как шум, напряженность тока поля промышленной частоты и уровень СВЧ-излучения. «Отмечу, что страхи по последнему пункту необоснованны, — комментирует собеседник. — Из практики могу сказать, что при нормативе в 10 микроватт на квадратный сантиметр реальный уровень излучения, если мы находимся от печи на расстоянии полуметра, зачастую колеблется от 1 до 5. И чем дальше мы от нее, тем эта цифра ниже: на расстоянии 1—1,5 метра показатель может составить 0,5 микроватта на квадратный сантиметр. Если же экспертиза показала несоответствие хотя бы по одному из обязательных параметров, мы запрещаем реализацию товара и, соответственно, на прилавок он не попадает. Впрочем, случаи несоответствия единичны».

Допустим, одна печь СВЧ нашему здоровью никак не угрожает. А что, если на кухне плюс ко всему и холодильник, и телевизор, и чайник?.. «Есть действующий норматив в отношении электромагнитного излучения полипромышленной частоты. Это 0,5 киловольта на метр, — поясняет специалист. — Убежден, что в комнате, где работают, например, компьютер, чайник и еще какой-то бытовой прибор, этого показателя мы не достигнем. И все же нагромождения приборов, как это принято, в частности на кухне, предпочтительнее избегать — лучше равномерно рассредоточить их по помещению». В этом случае, поскольку, приближаясь к одним приборам, мы будем дальше от других, суммация излучения не происходит. Но вот не стоит ставить микроволновку на холодильник или близко к нему, чтобы избежать возможности переотражения, когда эффект излучения удваивается. В целом же, по словам Сергея Козыревича, требований к размещению бытовой техники нет. Есть лишь правила по ее эксплуатации, нарушая которые, мы подвергаем себя добровольному риску, ведь обо всех негативных последствиях предупреждены. 

Развитие сотовой связи тоже породило много страхов. Например, не страдают ли жители домов, расположенных близ базовых станций, от дополнительного электромагнитного излучения? «Можно сказать, что уровень излучения таких станций минимальный, — подчеркивает собеседник. — Связано это с тем, что излучение имеет четкую направленность. Кстати, диаграмма направленности не экранируется домами, поэтому волнения жильцов близлежащих к станции домов напрасны. Кроме того, при планировании строительства таких объектов они изначально оцениваются санитарными службами, а по завершении строительства в контрольных точках проводятся замеры электромагнитного излучения. Если есть превышения, организации придется потратиться на переделку. Допустимый уровень излучения одной базовой станции – 10 микроватт на сантиметр квадратный. По тем измерениям, которые мы проводим ежегодно, максимальные зафиксированные нами уровни не превышают одного микроватта. То есть все в рамках допустимого».

А как обстоят дела с вредным влиянием высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП), расположенных неподалеку от нашего жилья? «По этой тематике, — говорит Сергей Козыревич, — ведутся научные работы. Но уже сегодня мы предусматриваем такой барьер, как санитарно-защитные зоны. В частности, при обследовании жилья в Минске превышений норм мы не выявляли. Хотя, конечно же, не рекомендуется загорать или гулять с детьми под ЛЭП: естественно, там уровень излучения будет более сильным».

Но если предыдущие проблемы скорее плод нашего воображения, то вот шумовое загрязнение – реальность и бич всех мегаполисов, отмечает специалист. Например, по утвержденным нормам в дневное время в квартире шум от автотранспорта не должен превышать 45 децибел. Для сравнения: лазерный принтер вырабатывает 56—60 децибел. Но как часто желаемое не соответствует действительности! Масла в огонь подливают ремонтирующий квартиру сосед и кричащий за стенкой ребенок… И все же далеко не все жалобы обоснованны. Например, некоторые граждане требуют полной тишины, чтобы уровень шума приблизился к… нулю! Но ведь такого и в природе не бывает.

Бороться с шумом автомобилей можно, в частности, с помощью стеклопакетов, которые, как оказывается, приглушают звук улицы на 10—15 децибел. Плюс новые окна дают дому дополнительное тепло. Но вместе со всеми благами мы получаем проблему вентиляции, хотя, если разобраться, легкорешаемую. «Прежние конструкции, — комментирует заведующая отделом коммунальной гигиены Минского городского центра гигиены Ирина Миланович, — даже без дополнительного проветривания за счет зазоров способствовали естественной циркуляции воздуха в квартире. Теперь, чтобы поддерживать ее микроклимат, нужно приучить себя к мысли о проветривании. В противном случае это может привести к нарушению режима влажности, который по нормативу не должен превышать 60 %».

Что в итоге? Например, грибок и плесень. Хотя, конечно, появление их совсем не обязательно свидетельствует о проблемах с вентиляцией. Причиной тому могут стать строительные недоделки, вследствие которых, например, промерзают стены.

Многие граждане, особенно жильцы первых этажей, обеспокоены радоновой проблемой. Как узнать, что дом, в котором живешь, не располагается на разломе и что газ без запаха не обосновался в твоей квартире? Ирина Миланович считает проблему с радоном надуманной. «Не думаю, что для республики, учитывая географическое положение, это большая проблема, — отмечает она. – Кроме того, при планировании строительства и вводе нового жилья в эксплуатацию в обязательном порядке замеряется уровень радона». Исключение может составлять лишь старое жилье по причине некачественных строительных материалов. «Не исключено, что при строительстве жилья, скажем, в 50-е годы этот аспект не учитывался, — замечает гигиенист. – Но к старому жилью вообще нельзя предъявлять такие же требования, как к современному». К слову, если проблема кроется в стенах, специалисты говорят, что решить ее очень просто: достаточно оклеить стены обоями. Хотя, по заверениям гигиенистов, в столице при обследовании жилья по обращениям граждан за последние три года ни один радоновый случай не подтвердился.

Что ж, получается как в небезызвестной пословице про страх, у которого глаза велики. Благо подпитывающей его информации в избытке… Но стоит ли повышать собственную грамотность, обращаясь к бабушкиным сказкам?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter