Место встречи изменить нельзя...

Через 25 лет выпускники юрфака собрались опять "Ха-ха-ха.
Через 25 лет выпускники юрфака собрались опять

"Ха-ха-ха..." - "Кому отдать свой альбом?!" - "Это ты?" - "Нет, это - не я..." Фотографии черно-белые, любительские... Дороже нет.

Они стояли возле юрфака больше часа, поджидая однокурсников. Шумели и смеялись... Счастье встретиться и узнать друг о друге новости. Милиционеры, судьи, прокуроры, адвокаты - седые и степенные - веселились как дети...

- Ольга! - позвали меня.

Мы где-то виделись...

Оказывается, встречается выпуск юрфака и моего года выпуска БГУ: ходили по одним коридорам, сидели в одной 43-й аудитории на лекциях. Дружили, конечно. Общежития на Парковой все запомнили. Но вот жизнь: мы - журфаковцы - так ни разу и не встретились, а юристы более собранными были всегда: каждые 5 лет - общий сбор.

- Съезжаются со всех концов земли. Из России, из Канады, из США... Свои, однокурсники повсюду.

- ...Она забыла свою фамилию? - шутят над Ниной Казей.

Нет, ее фамилия Казей, она сестра Марата Казея, настоящая.

25 лет - дата историческая. Встреча с юностью, встреча с мудростью.

Вот в тесном кругу осанистый морской офицер. Болеслав Ивашко. Он объехал всю страну, обосновался на Балтике, в Калининграде. Теперь он начальник отдела надзора за законностью по уголовным и гражданским делам. В его семье все юристы - и жена, и сын.

- Это уникальный курс, нет второго такого, все дружат. Мы не расстаемся все годы. Звоним и помогаем друг другу. Нет специальности в юриспруденции, которой бы не овладели на курсе. Вместе расследовать любое дело проще.

"Мумик, я тебя люблю..."

"Малой, как дела?" - это мы, войдя на юрфак, читаем надписи на партах. Старые? Не может быть. Присмотрелись: оказывается, действительно парты - 1970 года! Мы же и сидели за ними...

Кто-то опоздал - тут же решили за "неуставняк снять стипендию". Вынула из альбомчика Лариса фото внука - чуть не упекли и ее "в угол": "Сегодня есть только юность..." Нет на этом курсе министров и генералов, нет президентов, есть много друзей.

- Когда-то с Балтфлота в Абхазию оружие шло, - вспомнил еще раз Ивашко, - следы привели в Могилевскую область. Не дружили бы - не нашли б и концов.

Нет среди друзей "великих", но зато декан нынешнего юрфака - не чужой. Самый юный был - Валерка, Валерий Николаевич Годунов.

В его кабинете на шестом этаже висит... черная мантия - одеяние штатное. Длинная накидка из шелка, отороченная бархатом. Торжественная очень. Он показал мне мантию и пояснил

: - Юрфак сейчас совершенно иной. Развивается наука. Правоведение. Студентов больше раза в полтора. Факультет развивается. Больше девчонок стало на юрфаке. В наши годы парни брали верх, в основном стажники...

- А вы как шли?

- Аспирантура, диссертация... Преподаю. Сейчас юрист должен быть менеджером, знать экономику, компьютеры, информационные технологии.

Раньше студенты разгружали вагоны, подрабатывали дворниками да сторожами. А сейчас ищут полноценную работу по юридическим специальностям.

Валентина Гайдар из Брагина. Она помогала переселяться чернобыльцам. Эти дела еще не закончены. Что еще заботит? Самая сложная сейчас проблема - с несовершеннолетними из неполных семей. Мальчишек-девятиклассников приходится наказывать. Это кражи в основном, хулиганство. Очень жалко детей. Раньше можно было дать отсрочку либо условно, теперь - жестче стало.

Юрисконсульт из Вороновского района Владимир Григорьевич Качурко пишет рассказы об однокурсниках, печатался в газетах. Издать бы книжкой - помню стенгазеты ваши, журфаковские, - обалденные... "У подножия горы я лежала "да гары", - помнишь? - он обратился ко мне...

Он - помнит. Я - не помню.

- Мы и жили как родные - юристы и журналисты, - подтвердил Николай Николаевич Кот, начальник отдела дознания УВД Мингорисполкома, полковник милиции. И тут же рассказывает: - Да, как все меняется. Создаем новую службу - отдел дознания. Никогда раньше среди юристов не было "дознавателей". Это дела, где санкции до 5 лет. За последние месяцы - почти 4 тысячи дел...

Так уж вышло, что этому поколению юристов пришлось многое менять: две конституции "сложить", стать впереди всех.

День, казалось, не закончится никогда. "Судили", "защищали", "оправдывали"... Но во всем этом мире разных "прав" они неразлучны. Правы - неправы, они товарищи и родные не только по студенческой парте - по чистому и доброму восприятию мира.

Вспомнили о том, как было в общежитии, - весело и искренне, просто во всем. Взяли да сняли себе на день "общагу" в городе, чтобы без помех наговориться... Оказывается, мало что меняется в нас со времен юности - кто был активен таким и остался. А кто-то просто замер... от счастья.

Мои однокурсники так ни разу и не собрались. Сколько ни обещали друг другу встретиться - не вышло.

- Что вы все о прошлом? - вдруг слышу голос самого веселого и приветливого среди всех - Ефима Васильевича Хрущева

: - Хочется тост произнести...

Пришла домой - звонок однокурсника, как по заказу

: - А знаешь, собираемся! Пора встретиться курсом. Придешь?

Слушаю - и не верю, что так бывает. Юристы, выходит, подали пример. Если встреча наша получится, расскажу всем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter