Место под солнцем

Каждое молодое государство проходит через этап так называемого обретения своего лица в мировой галерее пестрых красок и богатого разнообразия стран.
Каждое молодое государство проходит через этап так называемого обретения своего лица в мировой галерее пестрых красок и богатого разнообразия стран. А в конечном итоге это приводит к обретению своей ниши в глобальном разделении труда.

Тот факт, что генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Коитиро Мацуура вручил одной из кафедр Белорусского национального технического университета Гран-при за успешную работу в области образования и исследований, свидетельствует, что мы в своих поисках места под солнцем встали на верный путь.

Проходивший в Париже форум собрал представителей 500 кафедр ЮНЕСКО из 113 стран мира. Следует, видимо, пояснить, что кафедры ЮНЕСКО стали создаваться в университетах по всему миру 10 лет назад. Их главная цель - предоставить высшим школам различных стран возможность обмениваться научной мыслью, перенимать и делиться опытом преподавания.

То, что одна белорусская кафедра из 500 удостоена главного приза, стало, если так можно выразиться, "долгожданной неожиданностью" для ее руководителя профессора Виктора Баштового. В свое время он с коллегами "попал в точку": первыми начали готовить в "политехе" специалистов в области энергосбережения.

К этой проблеме не ослабевает пристальное внимание как мирового сообщества, которое при непосредственном участии ЮНЕСКО инициировало известную Мировую солнечную программу, так и белорусского руководства - по распоряжению Александра Лукашенко азы энергосбережения стали постигать все наши студенты.

В этом году первые специалисты, покинув стены родной альма-матер, отправились внедрять экологическое мышление на предприятия и в учреждения Беларуси. Вручение приза ЮНЕСКО - это признание того, что наши университеты идут в ногу со временем и готовы отвечать на новые вызовы, одним из которых в глобальном масштабе является, несомненно, экологическая безопасность и связанная с этим необходимость внедрения энергосберегающих технологий.

А еще заслуженная награда позволяет по-новому оценить место Беларуси на международном рынке интеллектуального труда. Современный мир давно стал похож на большой рынок, где все (ну или почти все) продается или покупается. Точно так же, как существует мировая торговля нефтью или золотом, имеет место быть и мировой рынок образовательных услуг. Своего рода биржа образования. Котировки белорусских университетов на ней по-прежнему высоки. Сказывается и хорошая "наследственность" старой советской вузовской системы, дававшей образование "детям разных народов". И наша европейскость, притягивающая студентов из Азии и Африки высоким уровнем культуры и качеством жизни при низких ценах. Ценится иностранными студентами и белорусская толерантность - у нас, в отличие от Москвы и Берлина, им не угрожает разгул расизма. Одним словом, наша страна, оказывается, вполне может стать Силиконовой долиной в сфере образования. Почему бы этим не воспользоваться?

Сейчас в том же БНТУ обучается 755 студентов из-за рубежа. Однако потенциал, по мнению проректора университета Геннадия Бровки, далеко не исчерпан. В советские времена эта цифра была значительно выше. А ведь каждый студент - это реальный инвестор. Он не только платит за обучение порядка 1.500 долларов, но и тратит значительные средства на еду, жилье, медицинское обслуживание, то есть финансирует социальную инфраструктуру. А закончив образование, он вернется к нам с новыми контрактами и деловыми предложениями, ибо наша страна ему будет уже хорошо знакома.

Приведу такой факт, о котором мало кто знает, но которым мы на самом деле должны гордиться: главные архитекторы 8 крупнейших городов мира являются бывшими студентами БНТУ. Комментарии требуются?!

Требуются выводы государственного масштаба. Белорусские вузы дали путевку в жизнь тысячам иностранцев. Возвратившись на родину, многие из них заняли ответственные посты в своих государствах. А значит, будущие партнерские отношения мы должны формировать уже сегодня, создавая соответствующие условия для иностранных студентов, оберегая и опекая их. Закончить эту статью на оптимистической ноте мешает только одно: не все понимают важность этой темы. Некоторые ведомства под маркой борьбы с криминалом "опекают" студентов-иностранцев с такой навязчивостью, что рискуют вместе с грязной водой выплеснуть и младенца. Но это уже совсем другая тема.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter