Место под солнцем

С двух попыток я не смог заехать в деревню Звеняты Борисовского района.
С двух попыток я не смог заехать в деревню Звеняты Борисовского района. Въезд с одной стороны уперся в топь: ни объехать, ни обойти. Передо мной, судя по свежему следу, прошла лишь лошадь с повозкой. Ткнулся с другого конца. Опять же по следам понял: кто-то уже пытался, но забуксовал...

Было 16 часов, темнело. Значит, за весь день ни одна машина в Звеняты не въехала, ни одна не выехала. Край света! 20 минут езды от Борисова, полтора километра от асфальтированного шоссе... Словом, не рискнув бросить машину в поле, я не смог посетить автора 10-страничного письма в редакцию, которое красноречиво дополняло картину тупиковой безысходности.

"Мне 22 года. Закончил 9 классов сельской школы на "4" и "5". Неплохо учился и в борисовском ПТУ N 62, о чем говорит повышенный, 4-й, разряд штукатура-плиточника. В армии освоил специальность механика-водителя. Потом 9 месяцев не мог получить паспорт. Нужно было, чтобы паспорта обменяли родители, но у них другие проблемы: пьют. Хозяйства давно нет, участок не обрабатывается, из дома выносятся вещи и продукты.

Получив паспорт, устроился на Веселовский крахмальный завод, но... сезонная работа закончилась. В колхозе зарплата 40 - 50 тысяч, да и не хочется работать пастухом, имея специальности. Устроился к фермеру, но вскоре сгорел цех со станком. Троих рабочих, включая меня, он уволил. Ненадолго устроился на тот же крахмальный, а с ноября опять без работы.

Не пью, не курю, деньги трачу только на еду и одежду, подкармливаю родителей. Все равно попрекают. Даже тем, что стригусь в парикмахерской: в их представлении это не обязательно. И вообще, жить дома невозможно из-за пьянок, драк, грязи. Какая уж личная жизнь! Выход один: найти работу и уехать. А вот это как раз и не получается. Помогите!"

К Дмитрию (назовем его так, поскольку имя автор просил не обнародовать) ехал я не для душевной беседы. Он исчерпывающе описал не только быт, но и черты своего характера, указал телефоны (школа, ПТУ, завод...), по которым это можно уточнить; приложил копию диплома и даже фото. Поскольку у парня нет телефона и денег на автобус до Борисова, хотелось совершить с ним совместную "попытку трудоустройства". Итак.

В ближайшем Дричино видны признаки некоего производства: готовые и строящиеся здания, МАЗ с фурой, 4 - 5 тракторов, "Газель"... Трое рабочих бензопилой нарезают шпалы. Оказалось, это и есть ферма Ивана Конона. Отец в командировке в Украине, пояснил сын Иван, один из тройки. Хозяйство производит стройматериалы. Наемный персонал (человек восемь) работой доволен. Но отсюда Дмитрия уволили, а цех еще не восстановлен.

По дороге подвожу мужчину лет 35. Оказался переселенцем из Гомельской области, как раз устраивался с женой-дояркой в колхоз им. Суворова. Назвал его хорошим, даже богатым. Но это хозяйство Дмитрия тоже не устраивает.

Борисов, региональный центр занятости: евроремонт, сплошь компьютеры - интерьер банка или солидной фирмы. Но директор Людмила Шаповал удивлена: "Центр как центр! "Модульный", типовой". Щелкает клавишей: "Ваш Дмитрий на учете не состоит". Почему? Если бы пришел сразу после армии, имел бы льготы категории "социально незащищенных", получил бы бронь.

Еще щелчок, и мы смотрим вакансии. На 1 февраля их в районе 580, причем большинство (462) именно по рабочим специальностям. Одних только водителей на тот день требовалось более полусотни! Предприятия имеют две недели на самостоятельное заполнение вакансии. Потом обязаны обратиться в центр занятости, иначе рискуют получить штраф. Так что сведения всегда свежайшие.

"Ваш Дмитрий готов переехать?" - спрашивает Людмила Михайловна. Опять щелчок клавиатуры: вот и адреса. "Готов учиться для получения новой специальности?" Щелчок... Дмитрий, как видно из письма, был здесь однажды. И даже нашел вакансии по своему строительному профилю. Смутило условие ("опыт работы по специальности"), и... парень удалился. "Помогите!"

В официальном ответе можно было сказать прямо: газета помочь не может, советуем обратиться туда же, в центр занятости. Поскольку у Дмитрия явно нет компьютера и возможности рассылать свои электронные "резюме" по фирмам, то иного способа трудоустройства для него не существует! Но тронули его слова о газете и признание, что читает ее больше 4 лет, копии подписных квитанций. Поэтому и захотелось ответить растерянному парню неофициально. Что посоветовать?

Прежде всего, зарегистрироваться. Профессия плиточника стоит на 7-м месте среди 40 самых ходовых в Минске. Вряд ли в Борисове иначе, хотя место едва ли найдется одним "щелчком". Значит, следует приходить сюда каждый день, добиваться вакансии с большей настойчивостью, нежели внимания девушки. Без нее пока проживете, а без работы можно и ноги протянуть.

Деньги на автобус? Размер пособия зависит от стажа. На него, понятно, не проживешь. Но средней по району суммы в 9,8 тысячи рублей вполне хватит на регулярные поездки в центр занятости. Таким видится мне способ, "алгоритм" решения проблемы Дмитрия и любого другого парня. "Было бы желание, а работа найдется!" - заверила директор центра.

Положим, нашлась, а жилье?.. Парень сетует, что родных в городе нет, общежитие если и обещают, то не сразу, а квартиру снять не сможет. Да, переезд с предоставлением отдельного дома, очевидно, не для Дмитрия. Такие варианты предлагают обычно семейным: хозяйства страхуются от "летунов".

Но почему сразу квартиру? Поскольку письмо неофициальное, скажу из личного. Нас, первокурсников БПИ, было пятеро в крохотном домике ликвидированного уже Гранатного переулка. Четверо спали в комнате, а я на кухонном топчане, где не вытянуться в рост. Зато жили мы весело и платили за это копейки. И сейчас так перебиваются многие студенты. Что мешает вам, Дмитрий? Среднего по Борисову заработка вполне хватит, чтобы снять угол. Для начала. Когда же начинать рисковать, если не в 22 года?

В любом случае начните с центра занятости! Важно владеть не только профессией, но и навыками трудоустройства. Ваша подавленность и удрученность станут сильной помехой, будь вы даже суперпрофессионалом. Специалист (бесплатно!) поможет обрести уверенность. Не рискнете к психологу, так хотя бы прочтете "50 типичных причин отказа в работе". На первом месте - жалкий внешний вид, на втором - манеры всезнайки...

Наконец, не в обиду, насчет "пастуха". Почудилось в этой фразе какое-то высокомерие: мол, не для того получал образование. А заработок австралийского пастуха в сотни долларов, небось, сгодится... Объехав немало хозяйств, знаю не понаслышке, что большинство наших колхозников (трактористы, доярки, животноводы...) зарабатывают зимой те самые 40 - 60 тысяч рублей. Но разве заслуживают подобного пренебрежения?

Можно бы напомнить звездные судьбы многих известнейших людей - актеров, музыкантов, политиков (от Виктора Цоя и Ж-К. Ван Дамма до Вацлава Гавела), - которые в трудный час не чурались лопаты и грошей. Взять хотя бы историю великого И.Смоктуновского в недавней субботней "толстушке". Есть отнюдь не мистическая закономерность: насколько ты почитаешь работу, настолько и она тебя. Уважай любую, и "твоя" непременно найдется. От души желаю этого Дмитрию! А также его землякам-борисовчанам (1.225 человек) и всем согражданам (102.900), что к началу года состояли на учете в центрах занятости страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter