Место назначения изменить нельзя?..

Как удержать импорт для Беларуси в пределах самой Беларуси

Некоторые импортные товары, предназначенные Беларуси, уходят в Западную Европу

Вроде бы тайфун инфляции и девальвации спал, несколько месяцев царят равновесие и спокойствие, а с импортными товарами все равно творится что-то неладное. Мало того что цены по некоторым позициям обогнали все логически объяснимые границы, так еще и насыщения торговых полок ими не наблюдается. Например, ассортимент импортных моющих средств и бытовой химии не то чтобы совсем обеднел, но зачастую международные торговые марки на полках представлены в «усеченном спектре».

У «профессиональных» дистрибьюторов есть пословица: «Главное не хорошо продвигать товар, а грамотно писать отчеты». Куда же исчезает такое огромное количество импортной продукции? Ведь даже международные аналитические агентства отмечают значительное снижение спроса, например, на импортную бытовую химию. А загадка разрешается просто — продукция под международными торговыми марками, предназначенная для Беларуси, потихоньку вывозится дальше — в европейские страны. И некоторые представители международных корпораций в республике таким образом «подворовывают» товары у нашего потребительского рынка.

При всей тяге международных корпораций к извлечению максимальной прибыли руководители мировых компаний отличаются прагматизмом и реалистичным взглядом на действительность. Поэтому цены на свою продукцию выставляют не «скопом» — одинаково для всех стран, а дифференцированно, в зависимости от маркетинговых характеристик региональных рынков. В том числе тщательно оцениваются и доходы населения, и платежеспособный спрос. Ведь важно обеспечить не только максимальную маржу с каждой единицы проданной продукции, но и определенный объем продаж в регионе, чтобы оправдывались затраты на логистику, рекламу и другие постоянные издержки. Поэтому цены на одни и те же бренды в различных странах разительно отличаются. По крайней мере, когда речь идет о товарах, рассчитанных на широкий пласт потребителей.

Естественно, менеджеры международных корпораций великолепно понимают, что после прошлогодних инфляции и девальвации белорусский потребительский рынок переживает не самые светлые времена. Поэтому, чтобы окончательно не потерять свои позиции, многие компании, у которых есть официальные дистрибьюторы в Беларуси, пересматривают финансовые условия поставок для нашей страны. Естественно, в сторону предоставления дополнительных преференций, скидок и других льгот. Понятное дело, что даже с дополнительным дисконтом бизнес импортеров нынче не самый прибыльный, беспроблемный и быстрорастущий. Парадоксально, что именно в этот непростой момент белорусским оптовым сегментом заинтересовались некоторые иностранные компании из государств—членов Таможенного союза. Причем в борьбу они включились жестко и бескомпромиссно.

Так, например, одна компания с российскими корнями оперативно перехватила дистрибьюторский договор на право реализации продукции под торговыми марками «Procter & Gamble» в республике у белорусского оператора, который занимается этим бизнесом уже более десяти лет. Естественно, у российских конкурентов всегда существует возможность выиграть борьбу с отечественными компаниями за счет «массы».

Некоторое время эксперты недоумевали: почему же иностранные компании «проспали» период бурного роста розничных продаж в Беларуси, но рванули вперед, когда наступили не самые «сладкие» времена?! Парадокс раскрылся, когда в соседней Польше стала появляться продукция «Procter&Gamble», предназначенная для Беларуси. В более зажиточной Западной Европе ценовая политика корпорации несколько иная и стоимость товаров намного выше, чем на нашем рынке. Вот и весь секрет привлекательности белорусского оптового звена для «инвесторов»! Не надо быть ни математиком, ни аналитиком, чтобы понимать: брать товар по льготным ценам, а потом реализовывать его по среднеевропейским — это очень даже прибыльное дело.

Причем с точки зрения законодательства все чисто: такие «экспортеры» декларируют товар, даже платят все налоги и таможенные платежи. Вроде бы государство в этой проблеме и совершенно ни при чем: ведь речь идет исключительно о выполнении договорных обязательств между двумя субъектами хозяйствования: производителем — владельцем торговой марки и дистрибьютором.

На самом деле проблема более серьезна, чем кажется на первый взгляд. Transhipment — смена места назначения товара — известное явление в мировой экономике. Периодически с неэтичным поведением дистрибьюторов приходится сталкиваться корпорациям и на Западе. И за нарушение договора «бьют» экономическими санкциями, и достаточно больно. Зачастую такие корпоративные конфликты приводят к ограничению поставок. По крайней мере, временному. Правда, в густонаселенных европейских странах интересы крупных корпораций, как правило, представляют несколько партнеров-представителей, поэтому «переключить» объемы недобросовестных дистрибьюторов на благопристойные компании не составляет труда. В Беларуси оптовый рынок по различным причинам не настолько развит, чтобы корпоративные конфликты — а рано или поздно они разгорятся — не отразились на розничном рынке. Тем более что по некоторым позициям тот же «Procter&Gamble» занимает серьезное положение на отечественном рынке.

Корпоративная «серятина» обостряет множество противоречий. В том числе и создает устойчивое недоверие к потребительскому рынку у транснациональных корпораций. А ведь одно из преимуществ Единого экономического пространства, которое планирует использовать Беларусь, — это привлечение инвесторов для организации контрактного и лицензионного производства продукции под международными торговыми марками. В том числе и для экспортных поставок. Естественно, в соответствии с официальными договоренностями с владельцами торговых марок. Но «транснационалы» не стремятся на «невнятные» рынки. Причем в центральных штаб-квартирах не всегда разбираются в подробностях, кто виноват, перекладывая все корпоративные грехи отдельных дистрибьюторов на имидж страны.

Учитывая все возможные последствия для белорусской экономики деятельности «невнятных» дистрибьюторов, к тому же с иностранными корнями, необходимо решать эту проблему комплексно. Тем более что в этом заинтересованы все стороны: и розничная торговля, и потребители, и производители продукции под международными торговыми марками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter