Место для удара головой

Что такое десять минут страха в маршрутке

Что такое десять минут страха в маршрутке

Шутники эти водители маршруток, да еще какие. Не могу равнодушно относиться к объявлениям в салонах. Вот, пожалуй, самое известное: «Место для удара головой» (частенько висит аккурат над выходом). Вроде все видят, а того и гляди, что кто-то из пассажиров зазевается и стукнется лбом о металлический косяк. Запали в душу и другие образчики юмора: «10 минут страха, и вы дома», «Огнетушитель, аптечка и туалетная бумага находятся у водителя». Прочитаешь – смешно, вдумаешься – ничего веселого. Водительский фольклор наводит на размышления.

Кажется, о маршрутках уже успели высказаться все журналисты, и не по одному разу. Однако жизнь преподносит новые сюжеты, заставляющие в очередной раз поднять проблему безопасности поездок. Недавно ГАИ как раз проводила очередную операцию по пресечению нарушений водителями маршруток. Но хотелось бы поговорить не о лихих маневрах, а о техническом состоянии того, на чем нас возят. Иными словами, откуда в наших маршрутках взялось «место для удара головой» и почему время от времени пассажирам может понадобиться туалетная бумага?

Возвращаюсь недавно домой с рынка на маршрутке. На светофоре в Малиновке «газель» глохнет и больше не заводится. Хорошо, что водитель попался порядочный: высадил всех пассажиров и вернул деньги. А пару месяцев назад на улице Сурганова люди сами выскочили из салона, когда маршрутку стало заволакивать дымом из-под капота. В марте из-за какой-то технической неполадки сгорел микроавтобус на диспетчерской станции «Серова». Благо он был пустой.

В транспортной инспекции Минтранса со мной поделились любопытными данными: в этом году только в Минске аннулировано 24 лицензии у организаций, занимающихся перевозками пассажиров. В числе основных нарушений – эксплуатация машины, не прошедшей техосмотр (таких фактов с начала года более 80!). Неудивительно, что «газели», выпущенные два-три года назад, зачастую не могут получить допуск к участию в дорожном движении даже с третьей-четвертой попытки.

Один из сведущих людей в общих чертах ввел в курс дела. Перевозчики выбирают «газель» как наиболее дешевый вид транспорта. Два года машина нещадно эксплуатируется по гарантии, наматывая в день по 300—400 километров, и за это время успевает себя окупить. А затем продается по бросовой цене другому перевозчику в какой-нибудь райцентр. Пробег к этому времени может быть около 300 тысяч километров со всеми вытекающими последствиями.

Задумывались когда-нибудь, почему в некоторых маршрутках сиденья ходят ходуном? По некоторым данным, от 30 до 50 процентов маршрутных такси переконструированы из грузовых микроавтобусов в пассажирские. Отсюда низкие двери и всевозможные «места для удара головой», теснота в салоне, жесткая подвеска. Самое интересное, что, с точки зрения нормативных документов, все эти неудобства нарушениями признать нельзя. Переоборудование выполняется по конструкторской документации, разработанной на заводе-изготовителе, согласуется с ГАИ…

Возможно, я немного сгустил краски. Справедливости ради надо сказать, что в Минске немало и хороших маршрутных такси. Но, спеша по делам или замерзая на остановке, не будешь же ждать, когда подъедет та самая «правильная» маршрутка, а прыгаешь в первую попавшуюся. И едешь, порой трясясь на каждом ухабе и ерзая на неудобном жестком сиденье, а то и стоишь, согнувшись в три погибели в проходе. Куда уж тут до высоких потолков, мягких подголовников, ремней безопасности, кнопок для сигнала водителю об остановке и других атрибутов комфорта. Государственные и частные перевозчики сразу скажут: цена такой машины и близко несопоставима с ценой «газели». Бизнес загнется, если при нынешней стоимости проезда обязать всех ставить на линии только новые иномарки.

Что ж, возможно, пора подумать о более выгодных условиях покупки микроавтобусов. Свои варианты решения проблемы в этом ключе уже предлагают автодилеры. Может быть, не лишена смысла идея наладить производство микроавтобусов в Беларуси? Ведь доля этого пассажирского транспорта в объеме перевозок растет с каждым годом в крупных городах, а в некоторых райцентрах маршрутки уже давно перехватили инициативу у громоздких автобусов. Пожалуй, реформы в сфере маршрутных перевозок стали бы адекватным ответом «конструкторам» на дорогах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter