Местная инициатива государственной важности

Что происходит на селе, когда распадаются практически обанкротившиеся колхозы? Лишившись их поддержки, приходят в упадок личные крестьянские подворья, особенно если владельцы их - пожилые люди.
Что происходит на селе, когда распадаются практически обанкротившиеся колхозы? Лишившись их поддержки, приходят в упадок личные крестьянские подворья, особенно если владельцы их - пожилые люди.

Так, по сведениям Комитета госконтроля, за последние 3 года подсобных хозяйств в стране стало меньше на 65,3 тысячи, а это 5 процентов от всего имевшегося количества. На начало нынешнего года на 698 тысячах сельских подворий (55,2 процента) люди перестали держать крупный рогатый скот. 57 процентов хозяев усадеб отказались пасти и доить коров, а 44 процента - выращивать свиней. У сельчан уходит из-под ног экономическая база традиционного существования.

За минувший 2001 год закупки излишков молока у населения по всей республике сократились: на Витебщине, например, на 8 процентов. Как убедились контролеры в ходе проверок, в некоторых регионах сбор молока вовсе прекратился. В Гродненской области за один только прошлый год заготовки скота сократились наполовину. Повсеместно деньги за молоко и мясо крестьянам выплачивают с опозданием или же не отдают вовсе.

Происходит, собственно, то, от чего так часто предостерегал Президент, чего опасались руководители аграрной отрасли, что предвидели ученые-экономисты: сельское население оказывается в ситуации самовыживания. Углубление реформ может обострить эту социальную проблему, а благих итогов преобразований пожилые могут просто не дождаться: пока травка подрастет, лошадка с голоду помрет...

Что же делать?

Как ни покажется парадоксально, но опять-таки КГК в ходе постоянного мониторинга ситуации обнаружил регион, в котором не сидят сложа руки, - в Брестской области, на Полесье.

В Пинском районе за счет финансовых средств сельских Советов ремонтируют детские сады, открывают клубы в ранее пустовавших зданиях, сносят аварийные дома, оплачивают освещение улиц, благоустраивают деревни.

Откуда деньги? Все достаточно просто. 18 сельсоветов (всего их в районе 25) взяли на себя функцию закупки молока у населения. В их штатах - молокосборщики, лаборанты, бухгалтеры. Расчет с населением проводится регулярно, 2 раза в месяц. За каждый литр сданного продукта гормолзавод перечисляет сельсовету по 20 рублей на специальный внебюджетный фонд. За счет полученной прибыли развивают базу: закупают фляги, телеги, упряжь для лошадей, химреактивы для проведения ежедневного анализа молока. Кроме того, напрямую покупают комбикорм, продают его населению, и людям он обходится на 30 процентов дешевле. Обзавелись "электропастухами" для пастьбы коров частного сектора. В Новодворском и Мерчицком сельсоветах за счет собственных средств оборудовали молокоприемные пункты с холодильным оборудованием. В Лемешевичском сельсовете создали хозрасчетное звено, которое для оказания платных услуг населению имеет трактор с навесными орудиями.

То есть возникают элементы нормальных рыночных отношений: сельсовет организует услуги, так необходимые сельчанам, предлагает их по сходной цене, на чем зарабатывает, - и получает возможность властью не только зваться, но и быть. Изменилось, кстати, отношение местных сельисполкомов к сбору налогов. Их старательно взыскивают с тех же коммерсантов, которые имеются и в глубинке. Поступления от налогов в некоторых местах выросли в 5 - 10 раз. А все потому, что Пинский райисполком разрешил сельским Советам собранные налоги оставлять в собственном распоряжении.

Между прочим, председатели сельсоветов уже выражают готовность взять на себя и содержание пастбищ для личного скота, сенокосов - ресурсов бы им еще чуть накопить. А обработка огородов, продажа топлива на зиму, перерабатывающие цехи, комбикормовые - если на четком хозрасчете и с прибылью? В дальнейшем, предположим, - и транспорт, и строительство, и инфраструктура. В итоге - налаживание сельской жизни на прочной основе местного самоуправления. Вот, собственно, и вся "революция".

4 года продолжается эксперимент предприимчивых полешуков. По своим каналам Комитет госконтроля разослал всем облисполкомам информацию о местной инициативе. По телефону корреспондент "СБ" поинтересовалась у председателя Пинского районного Совета Марии Борщ: востребован ли ценный социальный опыт другими регионами?

- В 2001 году мы приняли 10 делегаций со всей республики. Пару недель назад наведалась группа руководителей и специалистов Витебского облисполкома. Часто звонят мои коллеги с Могилевщины. Мне порой кажется, что внимание к нам даже слишком пристальное. К тому же я думаю, что далеко не всем подойдет наша модель. В сложной нынешней ситуации не приходится действовать по шаблону. Скорее выручат изобретательность, учет местных особенностей и, конечно, глубокое понимание сути государственной политики: нельзя бросить крестьян на произвол судьбы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter