Месть

В статье "Месть Василия", опубликованной в "СБ" в конце прошлого года, приведены неизвестные сведения о трагической судьбе маршала А.

В статье "Месть Василия", опубликованной в "СБ" в конце прошлого года, приведены неизвестные сведения о трагической судьбе маршала А.А.Новикова, возглавлявшего авиацию страны в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Не менее трагично сложилась судьба другого маршала авиации - Худякова, о гибели которого мне рассказал его бывший офицер по особым поручениям Германович (к сожалению, его уже нет в живых).

Весной 1943 года, в период тяжелых боев за Великие Луки, на полевом аэродроме у деревни Усьвяты, что в 16 километрах от города Велиж (историческое место - здесь в 1812 г. Барклай де Толли намеревался дать генеральное сражение Наполеону), расположился 110-й штурмовой авиаполк. Командовал авиацией генерал-лейтенант Худяков.

В конце 1944 года, окончив авиационное училище в г. Троицке Челябинской области, я служил в 860-м БАП 244-й Лозовской дивизии. В конце 1944 года, после взятия Белграда, мы были откомандированы в Подмосковье, где и встретили День Победы. Получив лучшие отечественные бомбардировщики Ту-2, наш полк был направлен на Восток воевать с Японией. Полк с аэродрома Дон, находившегося в 12 километрах от г. Чайболсан, бомбил мощный японский укрепрайон в г. Хайлар и железнодорожную станцию Цицикар около Харбина. Авиацией Забайкальского фронта командовал Худяков в звании маршала авиации. Подобную блестящую карьеру в годы войны мог сделать только выдающийся военачальник.

В конце войны с Японией при маршале Худякове была сформирована специальная группа из 9 бомбардировщиков Ту-2, которую возглавил зам. командира эскадрильи, командир нашего экипажа старший лейтенант Александр Белицкий. Его посылали на самые опасные задания, из которых часто бойцы назад не возвращались. На самолете "Бостон" он совершил 118 боевых вылетов на дальнюю разведку. От преследований врага уходил на сверхнизких высотах (зачастую привозил траву в моторах). Трижды Белицкий вышестоящим начальством представлялся к званию Героя Советского Союза, но так и не получил его. Наша спецэскадрилья размещалась на аэродроме Ленинград в г. Чайболсане, здесь же находилась и ставка маршала Худякова. Самолеты были оборудованы мощными фотоаппаратами и совершали ленточные полеты от моря в глубь материка. По прошествии многих лет в разговоре с майором Германовичем выяснилось, что мы в одно время находились на аэродроме Ленинград. Он-то и рассказал мне о случае, который завершился гибелью маршала.

Худяков руководил перегоном самолетов по ленд-лизу через Чукотку, Якутию. После тяжелых перелетов для уставших американских летчиков была устроена "встреча за столом". Во время трапезы из Москвы неожиданно позвонил Л.Берия и в грубой форме потребовал у маршала объяснений, почему подобное мероприятие проводится без его разрешения. Разговор проходил на повышенных тонах, и судьба маршала Худякова была решена. После капитуляции Японии маршал был вызван в Ворошилов-Уссурийск и через 6 дней расстрелян как "американский шпион". Это была расправа за самостоятельность. Такое доверенное лицо, как офицер по особым поручениям маршала Худякова, даже не был вызван на допрос. Так была решена судьба еще одного выдающегося человека авиации. В настоящее время он посмертно реабилитирован.

 

АНТИПОВ В.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter