Мертвые души в Елисейском дворце

Во Франции проходит громкий судебный процесс.
Во Франции проходит громкий судебный процесс. В махинациях с партийной кассой обвиняется знаковая фигура в игре за власть - Ален Жюппе - бывший премьер-министр, ныне мэр города Бордо и, что особенно значимо, соратник и друг со стажем президента Жака Ширака. В случае, если вина высокопоставленного чиновника будет доказана, не исключен тюремный исход. Но уже и без того ясно, что дело о мертвых душах будет иметь далеко идущие последствия.

Насколько далеко, станет понятно через 4 года. Во-первых, потому что Жюппе по-прежнему прочат в фавориты президентских выборов-2007. Во-вторых, к тому времени истечет срок полномочий Жака Ширака, а значит, будет покончено с иммунитетом первого лица государства и ему придется-таки ответить на вопросы следствия. Имя нынешнего главы пятой республики неоднократно всплывало в деле о мертвых душах, всякий раз наталкиваясь на президентскую неприкосновенность.

Скандал государственного масштаба спровоцировала видеокассета, на которой один из функционеров одновременно голлистского (по взглядам) и шираковского (по создателю) "Объединения в поддержку республики" (ОПР) подробно изложил схемы нелегального финансирования партии. Послание с того света (партиец за пару лет до своего выхода на экран почил в бозе) отправляет нас в те далекие времена, конец 80-х - начало 90-х, когда будущий президент Ширак еще служил парижским градоначальником, а премьер-министр в проекте - Жюппе ему в этом всячески помогал. Заместительство в мэрии последний успешно совмещал с ролью генерального секретаря ОПР, что и развязало, по версии следствия, руки для финансовых махинаций.

Так, выяснилось, что партийная казна регулярно пополнялась за счет взносов, которые никак не вписывались в категорию "добровольные". По удивительному совпадению подряды на ремонт гособъектов в Париже получали те строительные фирмы, которые своевременно побеспокоились о "благотворительности" в пользу ОПР. За такие поборы не так давно был арестован один из ближайших соратников Ширака, его многолетний помощник Мишель Руссен.

Теперь очередь дошла и до Жюппе. Суть дела о мертвых душах - в манипуляции с должностями в парижской мэрии. За нужными партии людьми числились рабочие места, на которых они ни дня не проработали, но тем не менее исправно получали зарплату из городской казны. Обвинение настаивает, что Жюппе, являющийся финансовым управляющим парижской мэрии, должен был знать о происходящем.

Если политика признают виновным, то ему грозит тюремный срок до 5 лет. Но такой суровый приговор все же маловероятен. Гораздо реальнее другое наказание - запрет на политическую деятельность. Вот эта гипотетическая возможность и волнует сегодня Жюппе. Пока что высшее его достижение в качестве госчиновника - кресло премьер-министра в 1995 - 1996 годах. Гораздо больше у него опыта как лидера политической партии. Год назад бордоский мэр стал лидером созданного правоцентристского блока - "Союза за народное движение" - самой влиятельной политической силы в сегодняшней Франции. Парижские газеты окрестили его "приемным сыном" Ширака, отмечая, что таким образом он стал его наиболее вероятным преемником, а для соперников - мишенью.

Как в воду глядели. Справедливости ради нужно сказать, что и сам Ширак неоднократно попадал в эпицентр каких-то полупреступных скандалов. То кто-то вспомнит, что в своих турне по Японии и Маврикию он расплачивался наличными, а не кредиткой или чеками, как положено госчиновнику. То всплывают связи французского президента с ливанским миллиардером и премьер-министром Рафиком Харири. Эти разбирательства оставались на бумаге и не выливались в судебные процессы. У всех у них был один существенный недостаток: претензии предъявлялись к действующему президенту пятой республики - фигуре, огражденной от суда иммунитетом.

А вот обвинения против Жюппе пришлись к месту и ко времени. Пока он глава винодельческой столицы Франции и вполне досягаем, а уже через несколько лет может триумфально войти в винодельческую столицу мира и тогда бороться с ним будет если не бесполезно, то крайне сложно.

Не только во Франции, но и в целом по Европе политическая картина далека от идеала. Показательно, что под ударом правосудия (замечу: не просто критики оппонентов) оказываются крупнейшие, а зачастую и первые политфигуры крупнейших государств. За многочисленностью и разнообразием примеров говорить о каких-то исключениях не приходится. Образцово-показательных демократий нет в природе. Сама по себе демократия - это процесс, трудоемкий и неровный, а вовсе не какая-то абстрактная конечная цель. Здесь все ученики, разве что из разных классов. Глядя из Минска, остается только недоуменно пожимать плечами, видя чьи-то настойчивые попытки попробовать себя в роли строгого учителя, то и дело примеривающегося к нам с линейкой демократии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter