"Мертвые души" оптом и в розницу

Обнародованная "Белорусской деловой газетой" информация о том, как в стане ОГП занимались изготовлением фальшивых партийных документов для лиц, желающих эмигрировать из Беларуси, вылилась в дурно пахнущий скандал.
Обнародованная "Белорусской деловой газетой" информация о том, как в стане ОГП занимались изготовлением фальшивых партийных документов для лиц, желающих эмигрировать из Беларуси, вылилась в дурно пахнущий скандал. "Уволенная" из рядов ОГП г-жа Божок поведала о грязных делишках своих бывших коллег и затронула одну из самых больных мозолей этой организации. Оказывается, за парадным фасадом партии, гордо именующей себя "европейской", кипят страсти мелкого политического бизнеса. И в борьбе за доходное место члены партии ведут себя, как пауки в банке, - за подробностями отсылаем к позавчерашнему номеру "БДГ" с высказываниями г-жи Божок.

Все эти откровения выходят далеко за рамки внутрипартийной склоки, заставляя задуматься о тенденциях. Там, где гражданское общество, по идее, должно зарождаться, на самом деле все заметнее вырождение - идеалов, принципов, морали, должных присутствовать в публичной политике.

Аферы в минских партийных офисах заставляют поставить главный вопрос, который должен прозвучать в цивилизованном обществе. Кем на самом деле являются политики, торгующие в розницу и на вынос членскими партийными билетами и печатями, справками о преследованиях и рекомендациями кандидатов в политэмигранты?

Чтобы ответить на этот вопрос, проследим историю этого более чем странного явления.

Вот первые откровения, опубликованные в прессе: "Даже Клинтон, если бы стал просить политического убежища в Германии, не смог бы получить его так быстро, как я, - откровенничает некто Ковалев. - Мне выдали "голубой паспорт", и теперь я под защитой ООН. На такой паспорт мог претендовать разве что самый крутой шпион или работавший на иностранную разведку сотрудник КГБ. Почему мне его так быстро выдали, я и сам хочу понять..."

Далее обалдевший от эмигрантского счастья Ковалев рассказывает о том, какие блага он получил благодаря удостоверению БНФ. В немецком городке Дуйсбург жилье ему оплачивает социальное ведомство, мебель - из тех же источников, даже посуду и пылесос ему выдали под расписку. Правда, вот трудоустроиться никак не получается. Да и новым паспортом, дающим свободный въезд в любую страну, нельзя воспользоваться - оказывается, тот, кто находится на социальном обеспечении, не может тратить деньги на такие поездки. И с личной жизнью напряженка: если задумал с кем-то съезжаться, то обязан сообщить об этом в социальное ведомство. Утаивать личные связи - все равно что совершать кражу.

Я не зря так подробно привела откровения липового политэмигранта. Они в полной красе представляют тот набор "красивой жизни", на которую вербуют минские политические конторы. Оказывается, не такая уж она и сладкая: работы нет, прав не имеешь, свободы передвижения тоже никакой, даже подружку на ночь обязан зарегистрировать в полицейском участке. Зато дают холодильник с сосисками...

Противно и стыдно. И уже тогда, а рассказ Ковалева относится к 90-м, оппозиционные деятели должны были насторожиться: что за явление зарождается в их рядах?

Не насторожились. Скорее, наоборот. Бизнес разрастался, и дельцы от политики стали преднамеренно и провокационно подставлять свои спины под милицейские дубинки на специально организуемых акциях, чтобы затем объявить себя "борцами за демократию".

Как-то германское посольство отреагировало пресс-релизом на заметку "СБ", в которой рассказывалось о процветающем бизнесе - платном обеспечении "борцов за свободу" необходимыми документами и фотографиями с "мест боев". Сотрудник германского посольства поспешил заявить, что "в последние годы только от одного до двух процентов лиц с белорусским гражданством, подавших заявления на предоставление убежища, получили право убежища".

Это был сигнал: все, ребята, хватит, вас тут не ждут. Что и понятно: тамошним гражданам надоели наплывы эмигрантов, которых в Германии, кстати, называют "Futterneid" - искатели корма.

Но предприимчивые ребята в Минске и других городах не успокаивались. Общественная инициатива "Хартия-97" с гордостью сообщила, что некоторые участники "Марша свободы-99" уехали и получили статус беженцев в Голландии, Бельгии, Франции... Упоминались имена Глеба Сушкевича, Глеба Догиля, Андрея Волобуева.

На многих юношей с горящими глазами (а вернее - руками) эта информация подействовала, как песни Сирены на моряков. Соискатели "голубого паспорта" ринулись в псевдооппозиционеры толпами. Началась новая страница в политбизнесе - массовая торговля липовыми документами. И никого уже не волновало то, как сложилась судьба, например, тех трех студентов из "Марша свободы-99". А она должна была встревожить лидеров, звавших юнцов на баррикады.

17-летний Андрей Волобуев, например, попал в фильтрационный лагерь под Варшавой. На вопрос корреспондента "Свободных новостей" о жизни ответил: "Лучше, чем в тюрьме". Кормежка и 16 долларов в месяц на карманные расходы. Волобуев жалуется: "Мы здесь ничем не занимаемся. И сам не замечаешь, как деградируешь. Когда мы выезжали, нам обещали любую страну мира, но даже не удосужились предупредить о "праве первой страны" - то есть если ты приезжаешь в какое-нибудь государство, то там и должен просить гражданство, и никак не иначе".

Наивный парень этот Андрей Волобуев - не понимал, что юридические консультации "фирма" предоставляет за дополнительную плату. Впрочем, фильтрационные лагеря везде одинаковы.

Сколько же таких обманутых бродит нынче по свету? В одной из газет приводится следующая статистика: якобы считающихся за границей политическими эмигрантами белорусов в США - больше 100, в Чехии - 20 - 30, в Бельгии - 10 - 12, в Германии - 2, в Польше - 15 - 20.

Последний пример - как три жителя Гомеля обратились с заявлением о политическом убежище в Украине - свидетельствует о полном вырождении "бизнеса". Выяснилось, что речь идет о банальных авантюристах, которых до того вытурили из посольств России и Германии.

Как это называется? Вероятно, политическим растлением. А те, кто прикрывал страсть к эмигрантской сладкой жизни корочками членов партии, выглядят в общественном мнении этакими мелкими торговцами политическими "презервативами". Впрочем, не такими уж и мелкими. На их совести - десятки искалеченных юных судеб. Готова оппозиция взять на себя ответственность за них?..

Но мы пишем это не для того, чтобы "испугать" кого-то. Сказать, что вся эта эпопея неприлична, - да! Превращает молодых людей в жалких попрошаек - да! Но мы не "отговариваем" тех, кто решил попытать счастья и по молодости думает, что его ждут где-то с распростертыми объятиями. Пробуйте, ребятки. Вкусите легкого хлеба, съешьте свою порцию дерьма. Обижаться в конце концов придется на себя. А те, кто наладил эмиграционный бизнес, те из Минска не торопятся. Они твердо знают, где лучше...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter