Мертвая петля для Мерседеса

Международный автобизнес - один из самых высокодоходных видов предпринимательской деятельности.
Международный автобизнес - один из самых высокодоходных видов предпринимательской деятельности.

Потому что клиентура дельцов, поднявшихся на торговле импортными автомашинами, всегда при деньгах, а секреты теневых сделок дано знать не каждому смертному. Однако кропотливая работа оперативников управления Комитета госбезопасности по Брестской области в последние годы раскрыла многие из них.

Автопарк легковушек в Республике Беларусь и других странах СНГ меняется на глазах. На дорогах все меньше привычных автомобилей минувших лет - жигулей, москвичей, запорожцев. Автолюбители бывшего СССР теперь охотнее садятся за баранки мерседесов и ауди. Общеизвестно, что их поставка принесла в свое время огромные барыши родоначальникам зарождавшегося в 90-е годы автобизнеса.

Однако со временем перегонщики утратили возможность зарабатывать с проданной иномарки по одной-две тысячи долларов. Именно таким был размер максимального дохода в 1995 - 1996 годах. Сейчас если автомашину из-за границы гонят, то обязательно под заказ и с условием частичной предоплаты. Заказов же на автомобили конца 80-х - начала 90-х годов немного. Имеющие достаточное количество дензнаков граждане Российской Федерации желают ездить на новых дорогих машинах. А спрос, как известно, рождает предложение. Многие из тех, кто содействует его удовлетворению незаконным путем, попали в поле зрения управления Комитета госбезопасности по Брестской области. Потому что именно в Бресте сходятся многие пути автомобильных маклеров как с Востока, так и с Запада.

Состав преступного конгломерата интернационален - это россияне, белорусы, а также поляки, итальянцы, немцы. Разнообразны и технологии автоафер. Вот одна из них.

Жители Италии, Германии, других западноевропейских стран разыскивают соотечественников, купивших за приличную сумму в последние год-два новые автомобили тех марок, которые заказали восточные клиенты. После договоренности владелец расстается со своим далеко не дешевым авто всего за 3 - 5 тысяч долларов, потому что, объявив о ее угоне страховым компаниям, получает страховку, равную официальной стоимости недавно купленной машины. Затем машина выгоняется из страны, где была приобретена, и транзитом через государства Западной Европы, Украину направляется в Республику Беларусь. Бывший владелец, немного выждав, заявляет в органы полиции об угоне своего транспортного средства.

А тем временем другой иностранец, промчавшийся на украденной машине через Европу, прикрывшись доверенностью владельца (иногда фиктивной), въезжает в нашу республику в режиме того самого временного ввоза, о чем документально заявляет сотрудникам белорусской таможни. Естественно, возвращаться обратно на машине он не намерен. Продав автомобиль белорусу (в зависимости от марки и года выпуска сумма колеблется в пределах 5 - 20 тысяч долларов США), иностранец возвращается домой. Параллельно всем этим событиям с восточной стороны начинает работать другой клан аферистов. Из России в Брест на пригнанный Мерседес или Ауди доставляются безупречно изготовленные поддельные техпаспорта и номерные знаки, свидетельствующие о том, что все необходимые регистрационные процедуры машина уже прошла. Клиент, расплатившись с белорусским посредником, доход которого, как правило, измеряется тысячами долларов, на крутом авто уезжает домой. Естественно, что в России ему уже не надо растаможивать купленный автомобиль и терять лишние деньги в виде пошлин, иногда достигающих при официальном перегоне автомобиля 20 тысяч долларов США.

К подобным нечестным технологическим вариациям можно отнести замену итальянских технических паспортов (брифов) немецкими и наоборот. Известны случаи, когда транспортные средства нечестно добывались в западноевропейских странах россиянами, а белорусы обеспечивали их фиктивными документами и поддержкой на границе. Вот как это недавно происходило на границе с Украиной.

Джип Чероки, купленный жителем города Москвы в Италии, в сентябре пересекал пункт пропуска и таможенного оформления Доманово-Мокраны. Такие объекты состоят из двух отдельных постов - украинского и белорусского. Так вот, миновав первый, москвич, не доезжая до белорусских пограничников и таможенников, поменял транзитные номера на польские номерные знаки, которыми вместе с фальшивыми документами его снабдил житель города Бреста. Через белорусский пункт пропуска подельники проследовали, минуя процедуру пограничного и таможенного оформления. Каким образом? За определенную мзду наши стражи границы и таможенники закрыли глаза, дав зеленый свет жуликам с поддельными номерами. После этого те были намерены легко продать джип, не заплатив причитающуюся таможенную пошлину. Но не удалось. На территории Беларуси их остановили сотрудники госбезопасности. После разбирательства состоялся суд. Джип, оцененный в 35 тысяч долларов, был обращен в доход государства.

Водителя наказали штрафом в размере 50 минимальных заработных плат. (Хотя для него, конечно, страшнее будет спрос за машину со стороны коллег.) Для подобного рода дельцов пункт пропуска и таможенного оформления Доманово-Мокраны, как говорится, словно медом помазан. Потому что уже в начале октября оперативной группой УКГБ совместно с отделом по борьбе с контрабандой таможни Западный Буг здесь были задержаны две новые Ауди, которые двое россиян гнали через границу по фальшивым регистрационным документам. Постановлением суда Московского района города Бреста задержанные автомашины конфискованы. На ловкачей из России наложены штрафные санкции.

В Бресте, по информации УКГБ, существует около 10 групп, специализирующихся на подобном незаконном автобизнесе. Из Италии они получают чистые брифы, из России - номерные знаки, фиктивные техпаспорта. Имеющиеся технические возможности позволяют изготавливать документы и при необходимости осуществлять перебивку номеров кузова и двигателя автомобиля. Возникает вопрос: почему на Апеннинском полуострове такими активными темпами развивается подобный автобизнес? Оказывается, до недавнего времени Италия не предоставляла в Интерпол сведения об угнанных транспортных средствах. Гонщику достаточно было пересечь границу Италии, чтобы потом без проблем катить в сторону Беларуси...

Развитие такого рода коммерции, по мнению специалистов из КГБ, уже давно привело к созданию международных преступных групп, росту коррумпированности в пограничных и таможенных органах. Возможность подпольно вести торговлю автомобилями лишает бюджеты тех стран, куда они ввозятся, немалых потенциальных средств пополнения.

Наказывают автодельцы и страны-экспортеры. Вспомните, за якобы угнанный автомобиль выплачивается большая страховка пострадавшему. Есть издержки и более масштабные, не видимые простым взглядом. Они напрямую касаются проблем функционирования единого таможенного пространства Беларуси и России. Ведь получается, что преимуществами и льготами, исходящими из его существования, эффективнее пользуются нечистые на руку подпольные кланы, а не официальные структуры, для сближения которых оно создавалось с благими намерениями.

Напрашиваются извечные вопросы: кто виноват? и что делать?. Конечно, необходимо добиваться, чтобы в регистрационных органах на границе, выдающих необходимые документы, работали люди с чистыми руками. Но проблема не только в уровне честности и верности чувству долга тех, кто защищает границу и экономические интересы своих стран. Если автомобиль, въехавший на территорию Беларуси, затем легко исчезает без следа из поля зрения фиксирующих его временный ввоз служб, значит, контроль со стороны этих служб неэффективен. Что делает его таковым? Отсутствие необходимого технического оснащения, практики системной работы в этом направлении, согласованности родственных органов разных стран - а это вопрос вполне разрешимый...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter