Мерило сознания

О недопустимости применения опьяняющих доз за рулем

C января по май задержано 21.454 нетрезвых водителя. Целый город потенциальных убийц!


Пить или не пить за рулем? А главное, сколько можно употребить, чтобы не «превысить водительскую норму»? На волнующие автомобилистов вопросы ответ давала рекламная визитка со сравнительной таблицей действия алкоголя. Ее вручали каждому, кто въезжал на один из минских авторынков. На лицевой стороне «рекламки» ничего крамольного — телефоны кузовщиков. А вот на обратной — таблица с сомнительными сведениями. Внизу примечание мелким шрифтом, мол, не рекомендуется проверять эти данные за рулем. Зачем их тогда вообще упоминали?


— Это наглое подстрекательство! — ворвался в кабинет возмущенный коллега, сжимая в руке визитку.


Согласен, особенно цинично звучат советы вроде «как обмануть радар» или «выпить, но не попасться» в разгар кампании по повышению безопасности дорожного движения. Конечно, следовать наставлениям или нет, решать водителю. Но в удручающей аварийной обстановке даже малейший толчок к нарушению недопустим. Зачем доводить ситуацию до точки кипения? Что знают «советчики» о боли родственников и близких 63 человек, погибших за 5 месяцев этого года по вине нетрезвых водителей?


Кстати, сведения, приведенные в таблице, некорректные. Интереса ради показал визитку тем, кто чаще других сталкивается с выпивохами, севшими за руль, — наркологам.


— Любой воспользовавшийся «советами» мог в лучшем случае потерять водительское удостоверение, в худшем — стать убийцей, — говорит врач токсикологической лаборатории Минского городского наркологического диспансера Ирина Шилейко. — В таблице сказано, что 500 граммов водки якобы выветрятся за 15 — 18 часов. Но после такой дозы и через сутки садиться за руль не всегда можно. После обильных возлияний часть спиртного может остаться в организме. Достаточно наутро выпить стакан воды — и опять началось всасывание в кровь алкоголя... Пока автомобилист дошел до стоянки, прогрел двигатель — снова опьянел. Вот почему многие попадаются после «вчерашнего»...


Каким же сведениям верить? В том–то и дело, что не может быть точных данных для разных людей, подчеркивают медики. Реакция зависит от слишком многих факторов — возраста, веса, пола, частоты употребления спиртного. Люди ведь разные, для кого–то и бокал пива уже перебор...


Впрочем, меня удручает сама постановка извечного вопроса: сколько водителю можно выпить, чтобы не засекли? О пределе в 0,49 промилле знают все — от курсанта автошколы до матерого «дальнобойщика». И звучит это для большинства как индульгенция, мол, осушить рюмку–другую можно! Но обычно пятьдесят граммов только разжигают аппетит...


— Это, в частности, характерно для пациентов с алкогольной зависимостью, которые пользуются типичными уловками. По их словам, они вообще–то не пьют. Но если выпьют, то становятся другими людьми. И как раз эти другие и бедокурят, — директор РНПЦ психического здоровья доктор медицинских наук, профессор Сергей Игумнов хорошо изучил формулировки пациентов.


Увы, кредит доверия, оформленный в 0,49 промилле, многие наши водители не оправдывают. Может, есть смысл вернуться к разговорам о понижении планки до 0,2 — 0,3 промилле, которые велись пару лет назад? Чтобы не было соблазна даже пригубить алкоголь.


— Конечно, тем более что исследования американских ученых свидетельствуют: уже при 0,3 промилле нарушается координация, появляется легкая эйфория, — приводит научные данные С.Игумнов. — Даже при малых дозах алкоголя растормаживаются неосознанные влечения, изменяются психомоторные реакции. Поэтому нам важно культивировать абсолютную недопустимость применения опьяняющих доз за рулем. Формально порогом может быть планка в 0,3 промилле. Более низкие дозы находятся за пределом чувствительности нервной системы и, как правило, не вызовут опасной реакции у водителя...


Профессор предложил под эгидой заинтересованных ведомств создать рабочую группу, которая проведет дополнительные исследования и определит целесообразность понижения планки в 0,49 промилле. Мысль здравая и где–то даже отрезвляющая... Анализ ситуации также помог бы узнать собирательный портрет пьяного водителя, который общественное сознание рисует пока штрихами, но не ассоциирует с конкретными водителями и моделью поведения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter