Почему некоторые студенты сыплются на первой же сессии?..
Зимние сессии первокурсников каждый год подбрасывают педагогическому сообществу материал для размышлений. Не успев толком вжиться в свой новый статус, некоторые студенты вынуждены расставаться с ним при весьма невеселых обстоятельствах. Как ни парадоксально, но именно первая сессия, а не вступительные испытания лучше всего показывает, кто достоин «студентом зваться».
В приватных беседах преподаватели не раз сетовали на низкое в большинстве своем качество знаний абитуриентов, студентов. Как-то после очередной вступительной кампании этот досадный факт признал и министр образования Александр Радьков, отметив, что «испытания показывают снижение уровня общей языковой культуры и читательской компетенции», а также «неумение применять на практике знания по естественно-математическим дисциплинам», к слову, все же «весьма достойные у выпускников».
На невеселые выводы навело и прошлогоднее ЦТ. При росте его участников с максимальными баллами в полку тех, кто не смог продемонстрировать приличные знания, тоже прибыло. На их фоне, кажется, сдали позиции даже крепкие середнячки (например, на прошлогоднем ЦТ по истории Беларуси 50-балльный рубеж преодолели всего 11 % из 26 000 тестируемых). А преподаватели БГУ, проанализировав работу студентов, пришли к печальному выводу о том, что не менее 20 % их подопечных, сдавших тесты на положительные баллы, на вузовском экзамене по этому же предмету получали «неуд.» — то ли, добившись цели, расслабились ребята, то ли действительно имели место дефицит знаний и, что гораздо важнее, нежелание трудиться.
Так оправдан ли высокий спрос на высшее образование? Николай Феськов, директор РИКЗ, как-то привел пример из разряда не иначе как абитуриентских курьезов. Несколько сот претендентов на высшее образование посчитали слово «меланхолия» синонимом... «чистописания»! Впрочем, не исключение и их российские коллеги. В подтверждение — абсолютно правдивая история, больше напоминающая анекдот. В прошлом году в медицинский вуз Санкт-Петербурга абитуриент представил справку о том, что он болен «геБаДитом», со спокойной совестью приложив к ней сертификат ЕГЭ с 80 (!) баллами по русскому языку... И вероятнее всего, орфографические ошибки в медицинском «документе» — дело рук самого «больного», мечтающего о вузе. Вот уж поистине непреодолимая тяга к знаниям!..
В минувшем году, когда стало известно, что выдавать сертификаты будут даже с результатами в один балл, некоторые претенденты на студенческий билет, конечно, свободно выдохнули, а преподаватели вузов схватились за головы: теоретически, при отсутствии конкурса, поступить в университет можно и с такими результатами! Но ведь для того, чтобы получить эту «заветную» единицу, абитуриенту достаточно просто прийти на экзамен и, возможно даже наугад, выбрать из множества всего один или несколько правильных ответов...
— Специально изучал вопрос о том, кто сейчас идет в вуз. По нашим наблюдениям, процентов двадцать студентов в каждой группе — это отличники. Много лет назад лишь эти двадцать процентов и могли поступить в вуз, остальным дорога туда была закрыта. Помню времена, когда у нас в стране было 60 000 студентов, теперь их, если не ошибаюсь, — 400 000. Среди них много платников. А ведь, грубо говоря, платник — это тот, кто поступает после того, кто уже прошел по конкурсу и поступил... — констатирует проректор по учебной работе БГПУ имени М. Танка Юрий Быкадоров, добавляя: — Все это отражается на результатах учебы. Например, мы видим, что первокурсники, ориентированные, вероятно, школьными педагогами в основном на тесты, разучились грамотно писать диктанты!..
Сегодня многие директора школ с гордостью заявляют: 95, а то и 100 % выпускников поступают в вузы. Министр образования всегда призывает посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны: а сколько из этих поступивших впоследствии находят свое место в жизни? Парадокс: на биржах труда сегодня — юристы и экономисты, педагоги, но попробуйте отыщите среди них, например, строителей с профтехобразованием!
Если одним из главных достоинств системы общего среднего образования всегда была доступность, то престиж высшего основывался на его элитности. Конечно, поступить в вуз по-прежнему не просто. В то же время с развитием платного обучения взять вузовский барьер стало легче. Но не всем и он впоследствии оказывается по плечу. На этот случай, помню, у одного преподавателя для нестарательных студентов журфака было припасено напоминание о том, что есть еще другие жизненные университеты и там уже «товарищ сержант» будет помогать определяться с дальнейшими приоритетами. На сильную половину курса этот аргумент действовал безотказно!..