Меняю вуз на... кирзовые сапоги!

Почему некоторые студенты сыплются на первой же сессии?..

Почему некоторые студенты сыплются на первой же сессии?..

Зимние сессии первокурсников каждый год подбрасывают педагогическому сообществу материал для размышлений. Не успев толком вжиться в свой новый статус, некоторые студенты вынуждены расставаться с ним при весьма невеселых обстоятельствах. Как ни парадоксально, но именно первая сессия, а не вступительные испытания лучше всего показывает, кто достоин «студентом зваться».

В приватных беседах преподаватели не раз сетовали на низкое в большинстве своем качество знаний абитуриентов, студентов. Как-то после очередной вступительной кампании этот досадный факт признал и министр образования Александр Радьков, отметив, что «испытания показывают снижение уровня общей языковой культуры и читательской компетенции», а также «неумение применять на практике знания по естественно-математическим дисциплинам», к слову, все же «весьма достойные у выпускников».

На невеселые выводы навело и прошлогоднее ЦТ. При росте его участников с максимальными баллами в полку тех, кто не смог продемонстрировать приличные знания, тоже прибыло. На их фоне, кажется, сдали позиции даже крепкие середнячки (например, на прошлогоднем ЦТ по истории Беларуси 50-балльный рубеж преодолели всего 11 % из 26 000 тестируемых). А преподаватели БГУ, проанализировав работу студентов, пришли к печальному выводу о том, что не менее 20 % их подопечных, сдавших тесты на положительные баллы, на вузовском экзамене по этому же предмету получали «неуд.» — то ли, добившись цели, расслабились ребята, то ли действительно имели место дефицит знаний и, что гораздо важнее, нежелание трудиться.

Так оправдан ли высокий спрос на высшее образование? Николай Феськов, директор РИКЗ, как-то привел пример из разряда не иначе как абитуриентских курьезов. Несколько сот претендентов на высшее образование посчитали слово «меланхолия» синонимом... «чистописания»! Впрочем, не исключение и их российские коллеги. В подтверждение — абсолютно правдивая история, больше напоминающая анекдот. В прошлом году в медицинский вуз Санкт-Петербурга абитуриент представил справку о том, что он болен «геБаДитом», со спокойной совестью приложив к ней сертификат ЕГЭ с 80 (!) баллами по русскому языку... И вероятнее всего, орфографические ошибки в медицинском «документе» — дело рук самого «больного», мечтающего о вузе. Вот уж поистине непреодолимая тяга к знаниям!..

В минувшем году, когда стало известно, что выдавать сертификаты будут даже с результатами в один балл, некоторые претенденты на студенческий билет, конечно, свободно выдохнули, а преподаватели вузов схватились за головы: теоретически, при отсутствии конкурса, поступить в университет можно и с такими результатами! Но ведь для того, чтобы получить эту «заветную» единицу, абитуриенту достаточно просто прийти на экзамен и, возможно даже наугад, выбрать из множества всего один или несколько правильных ответов...

— Специально изучал вопрос о том, кто сейчас идет в вуз. По нашим наблюдениям, процентов двадцать студентов в каждой группе — это отличники. Много лет назад лишь эти двадцать процентов и могли поступить в вуз, остальным дорога туда была закрыта. Помню времена, когда у нас в стране было 60 000 студентов, теперь их, если не ошибаюсь, — 400 000. Среди них много платников. А ведь, грубо говоря, платник — это тот, кто поступает после того, кто уже прошел по конкурсу и поступил... — констатирует проректор по учебной работе БГПУ имени М. Танка Юрий Быкадоров, добавляя: — Все это отражается на результатах учебы. Например, мы видим, что первокурсники, ориентированные, вероятно, школьными педагогами в основном на тесты, разучились грамотно писать диктанты!..

Сегодня многие директора школ с гордостью заявляют: 95, а то и 100 % выпускников поступают в вузы. Министр образования всегда призывает посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны: а сколько из этих поступивших впоследствии находят свое место в жизни? Парадокс: на биржах труда сегодня — юристы и экономисты, педагоги, но попробуйте отыщите среди них, например, строителей с профтехобразованием!

Если одним из главных достоинств системы общего среднего образования всегда была доступность, то престиж высшего основывался на его элитности. Конечно, поступить в вуз по-прежнему не просто. В то же время с развитием платного обучения взять вузовский барьер стало легче. Но не всем и он впоследствии оказывается по плечу. На этот случай, помню, у одного преподавателя для нестарательных студентов журфака было припасено напоминание о том, что есть еще другие жизненные университеты и там уже «товарищ сержант» будет помогать определяться с дальнейшими приоритетами. На сильную половину курса этот аргумент действовал безотказно!..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter