Мемориалу воинам в Ржеве – быть!

Государственный секретарь Союзного государства Григорий
Рапота и известный скульп­тор Филипп Рукавишников обсудили новые российско-белорусские проекты.


Григорию Рапоте (слева) Филипп Рукавишников показал более двух сотен работ из бронзы, камня и дерева.

Без искусственных преград

Только об истории семьи Филипп Рукавишников готов рассказывать часами. Дед Иулиан Митрофанович – известный скульптор, отец Александр Рукавишников – тоже. Неудивительно, что и он стал продолжателем дела предков. География творчества трех поколений скульпторов давно вышла далеко за пределы России – Дания, Корея...

Филипп известен многими работами. В том числе памятником Набокову в Швейцарии и фонтаном «Вдохновение» у Третьяковской галереи в Москве. В Минске мастер работал несколько лет:

– Удивительный город, удивительные люди. С теми, с кем трудился в литейной мастерской, до сих пор поддерживаю хорошие отношения. Хотя и прошло уже около двадцати лет. На примере других стран видим, как возводятся искусственные преграды между людьми – в виде языка, идеологии. Это ни к чему хорошему не приводит. Поэтому здорово, что у России с Беларусью все иначе – что есть Союзное государство.

– В мастерскую я пришел как зритель, – сказал «СВ» Григорий Рапота. – Зритель обычно руководствуется очень простым критерием – выбирая между нравится или не нравится. Вот мне – очень нравится! Видно, что за всем кроется высокий профессионализм. Интересно окунуться в среду скульпторов нескольких поколений, их трудов. Все эти работы отражают ту эпоху, в которой жили их создатели. И каждая работа – это просто шедевр. Можно открывать музей.



Нельзя забывать

Ф. Рукавишников решил внести свою лепту в российско-белорусские отношения – поучаствовать сразу в двух союзных проектах. В мастерской художника в центре Москвы обсуждали мемориальный комплекс в Ржеве в Тверской области, посвященный советским воинам, защищавшим Родину во времена Великой Отечественной войны. За подвиг героев в «ржевской мясорубке» городу присвоили звание «Город воинской славы».

– Мемориалов и памятников, посвященных выдающимся историческим личностям, всегда будет не хватать. К примеру, достойного мемориала в городе Ржеве, в котором погибло около двух миллионов солдат, пока нет. Это место заслуживает внимания со стороны скульпторов, которые поработали бы над будущим мемориалом. Ко мне с предложением о создании мемориала обратился Ф. Рукавишников, и я его поддержал, – сказал Григорий Рапота.

Филипп Рукавишников вызвался поддержать и другой проект – памятник богослову и поэту Симеону Полоцкому на Никольской улице в Москве:

– Белорусский общественный и духовный деятель сыграл большую роль в нашей общей истории. Создать памятник С. Полоцкому – невероятно интересная творческая задача. Но мне сложно сказать, каким он может оказаться в финале. То, как я представляю его сейчас, и то, что получится, – может быть невероятная разница. Это как в тире: художник стреляет эскизами, пока не приблизится к яблочку, – удачному альянсу заказчика и исполнителя.

– Это важная встреча. Она поможет понять, что готовы предложить художники и сколько на это необходимо средств, – рассказали в пресс-службе Постоянного Комитета Союзного государства.

– Над предложениями будем думать. На данном этапе очень важно обменяться мнениями с творческими, мыслящими людьми, что у нас получилось, – подвел итог встречи Григорий Рапота.


Фонтан «Вдохновение» Филипп создал вместе с отцом к 150-летию Третьяковской галереи.

От кузнеца до скульпторов

Рукавишниковы – одна из знаковых фамилий в истории России.

Родоначальником Рукавишниковых принято считать Григория Михайловича – кузнеца, родившегося в 1788 году в поселке Красная Рамень Нижегородской области. К двадцати годам он перебрался в столицу губернии, где открыл несколько лавок, в которых торговал железом.

Поставить дело на поток удалось его сыну – Михаилу Рукавишникову, который за несколько лет стал монопольным поставщиком железа в губернию.

К искусству род приобщил сын Михаила – Митрофан. Он собирал картины, многие из которых сегодня стали украшением Нижегородского музея.

Один из самых известных в династии – брат Митрофана Сергей, волжский «миллионщик». На его деньги в Нижнем Новгороде возвели немало архитектурных шедевров. Задумав возвести в центре города банковский комплекс, купец «выписал» из Москвы выдающегося зодчего Федора Шехтеля. А аллегорические скульптуры над входом, символизирующие промышленность и земледелие, создал «русский Роден» Сергей Коненков.

Первый сын Сергея Митрофан увлекся скульптурами и создал городской музей, а после войны украсил фигурами муз здание Большого театра.

Второй сын Иван стал писателем. Дедушка Филиппа Рукавишникова  Иулиан родился в Москве в 1922 году. Первой известной работой народного художника СССР стал памятник Чехову, установленный в Таганроге в 1960 году. Десятью годами позже в Москве появилось несколько других его работ – памятники академику Курчатову, архитектору Щусеву, бюст ученого Строева и даже горельеф на храме Христа Спасителя.

По стопам отца пошел и сын Иулиана – Александр Рукавишников. На его счету несколько десятков монументов на нескольких континентах. Все знают и любят его памятник Юрию Никулину у цирка и монумент, посвященный Александру II в Москве. Его работы украшают и Копенгаген – там установлен памятник Ленину. В Сеуле можно увидеть скульптурную композицию «Мама». Творить скульптор продолжает и сейчас – в 2014 году был открыт монумент Сергею Михалкову на Поварской улице в Москве и памятник Константину Рокоссовскому на одноименном бульваре.

Филипп продолжает династию скульпторов. На его счету – фонтан в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи, авторство которого он делит с известным отцом, монумент Набокову в Монтре, памятник братьям Старостиным на стадионе «Спартак», а также несколько барельефов.

Елена КАРЛИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter