Проблемы и перспективы электронного здравоохранения с корреспондентом «Р» обсудили участники круглого стола

Медицина в цифровом формате

Электронная амбулаторная карта, электронный рецепт, электронная очередь, цифровая лаборатория, телемедицина — все эти технические ноу-хау уже не плод воображения писателя-фантаста, а реальность белорусской медицины. Информатизация поликлиник и больниц выходит на новый уровень: «цифра» занимает свое место в практике врача, постепенно вытесняя бумажные носители информации. Благодаря компьютеризации улучшается качество оказания медицинской помощи. Проблемы и перспективы электронного здравоохранения с корреспондентом «Р» обсудили участники круглого стола Семен ПОЛЯКОВ (на снимке), заведующий отделом организационно-методического и системно-технического сопровождения информатизации здравоохранения Республиканского научно-практического центра медицинских технологий, и Ольга ЕСМАНЧИК (на снимке), главный врач 39-й поликлиники Минска.


Семен ПОЛЯКОВ

Ольга ЕСМАНЧИК

«Р»: В организациях здравоохранения создаются автоматизированные информационные системы электронного документооборота. Как проходит внедрение медицинской документации в электронном виде?

Семен ПОЛЯКОВ: Информатизация нужна, чтобы перевести оборот медицинской учетной документации — амбулаторную карту и историю болезни — в электронный формат. Мы живем в век цифровых данных. Врач и медсестра должны иметь на рабочем месте компьютер. Это первый шаг. Далее важно связать все учреждения здравоохранения в единую сеть для обмена информацией. Уже начинаются разработки личного кабинета пациента. Это когда пациент заводит свой личный кабинет в системе и получает ограниченный доступ к определенной информации. Например, может ознакомиться с результатами анализов, выпиской из медицинской карты. К автоматизированным информационным системам электронного документооборота относится и электронный рецепт, о котором много говорят.

Дальше всех в информатизации продвинулся Минск. Охват компьютерами врачей здесь намного больше, чем в регионах. Почти стопроцентный.

«Сохранит ли «пластик» секреты амбулаторной карты?» — опасаются пациенты
Фото Александра СТАДУБА

Новую медкарту нельзя потрогать


«Р»: Что собой представляет электронная амбулаторная карта?

Семен ПОЛЯКОВ: Это информация, которая хранится на сервере поликлиники, то есть в единой базе данных учреждения. Специалист, к которому обратился пациент, заносит в нее информацию и имеет доступ к ней. Соответствующий международный термин — электронная медицинская запись.

Ольга ЕСМАНЧИК: Каждый медработник нашей поликлиники на своем рабочем месте имеет доступ к электронной медкарте пациента в рамках своей компетенции. Руководитель может анализировать выполнение работы всего учреждения и выводить статистические отчеты. Сегодня мы дублируем электронную информацию в бумажном варианте. Например, на прием пришел пациент Иванов по экстренным показаниям. Боли в животе. Из регистратуры еще не принесли его бумажную карточку. Врач с рабочего компьютера входит в электронную базу данных поликлиники и находит данные на пациента Иванова: когда обращался к доктору, к какому, с чем. Перед сотрудником вся история болезни. Тут же исходя из клинических протоколов, утвержденных Министерством здравоохранения, врач формирует заявку на анализы и все необходимые исследования. Через единый сервер отправляет ее в диагностическую лабораторию. Фельдшер-лаборант у себя на рабочем месте видит, что сейчас к нему придет Иванов с целью выполнения назначенного ему исследования. Иванов пришел. Аппарат выполнил исследование, фельдшер-лаборант проконтролировал результат, который сразу же попал в базу учреждения. Врач видит результат в электронном варианте в компьютере на своем рабочем месте вне зависимости от наличия представленного варианта на бумаге. В настоящее время бумажный вариант амбулаторной карты не отменен, поэтому медицинские работники распечатывают результаты обследований и осмотров и вклеивают в карточки пациентов.

Сегодня практически все учреждения здравоохранения Минска сформировали у себя основу электронной амбулаторной карты и истории болезни. Теперь можно легко найти, когда пациент вызывал «скорую» и по какой причине, в каком стационаре находился на лечении. Раньше служба скорой помощи и поликлиники были разрозненными системами. Сегодня вызовы «скорой» передаются в поликлиники и заносятся в базу данных учреждения. Теперь очевидно, насколько правдивую информацию человек о себе сообщает. Например, у пациента гипертензивные кризы. Он не обращается к врачу, потому что тогда ему нужно будет чаще проходить водительскую комиссию или будут ограничения при трудоустройстве. Чтобы этого избежать, пациент не сообщает о своем состоянии доктору, но врач в базе данных поликлиники видит, что больной неоднократно вызывал 103 по причине высокого давления, и соответственно организует дообследование и лечение пациента. Через единую информационную систему обмена данными упрощается связь между всеми учреждениями здравоохранения.

Семен ПОЛЯКОВ: Обратите внимание! Бумажная медкарта в определенный момент времени находится только у одного врача. Электронную могут одновременно просматривать несколько специалистов и консультироваться друг с другом по поводу дальнейших назначений для пациента.


Фото Александра СТАДУБА

Электронный рецепт — больше,  чем рецепт


«Р»: В систему электронного документооборота вошел и электронный рецепт. Насколько известно, пациенты неоднозначно воспринимают новшество. В чем его преимущества по сравнению с обычным рецептом, написанным от руки доктором?

Ольга ЕСМАНЧИК: Врачу очень удобно выписывать электронный вариант рецепта, поскольку в базе учреждения видно, какие лекарственные средства, в какой дозе и какой формы выпуска зарегистрированы в стране. Доктор отмечает нужное — информация о назначенном препарате отправляется, с одной стороны, на общий сервер между поликлиниками и аптеками РУП «Белфармация», а с другой — на печать для амбулаторной карты и рецептурного бланка. Пациент приходит в аптеку, а информация о назначенном препарате уже доступна с рабочего места фармацевта. Для этого провизор сканером считывает штрихкод с пластиковой карточки, и если пациента все устраивает (производитель, цена), он оплачивает лекарство и забирает карточку. Факт покупки автоматически фиксируется в базе данных. Это доля секунды.

«Р»: Почему же тогда некоторые с настороженностью прибегают к пластиковой карточке в аптеке?

Семен ПОЛЯКОВ: Получая пластиковую карточку, пациент расписывается за то, что провизору открывается доступ к некоторым данным. И есть пациенты, которые боятся, что в аптеке прочитают их амбулаторную карту. Но речь идет только о назначении. Сотрудник аптеки видит, что и когда выписал доктор. История болезни от него скрыта.

Ольга ЕСМАНЧИК: Зато у врача появляется возможность отследить, купил пациент лекарство или нет, в каком количестве. Провизор отмечает в электронном рецепте, что отпустил пациенту препарат. Доктор, конечно, не увидит, принимает пациент лекарства или нет, но факт покупки налицо. Также врач будет знать, что больной покупал по назначению другого врача.

Но пока к электронному рецепту подключена только аптечная сеть РУП «Белфармация». А у пациента должно быть право выбора, в какой аптеке купить лекарство.

Вместе с тем сегодня расширяются возможности пластиковой карты «Электронный рецепт» с целью развития новых электронных сервисов для населения: интернет-запись на прием к врачу, запись на прием к врачу через инфокиоск (терминал самозаписи), который оборудован считывающим устройством для пластиковых карт. А также интернет-вызов врача на дом с использованием пластиковой карточки пациента, обслуживание пациентов льготной категории в системе «Электронная очередь». Планируется внедрить обслуживание пациента в регистратуре поликлиники.


За талоном к врачу не обязательно выстаивать очередь в регистратуру
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО


Очередь регулирует компьютер


«Р»: Как информатизация отражается на загрузке специалистов на рабочих местах?

Ольга ЕСМАНЧИК: Мы снимаем с сотрудника одну функцию и наделяем его другими обязанностями. Когда в регистратуре лежали стопки талонов к разным специалистам, надо было их быстро выдавать, медрегистраторы сопротивлялись введению электронной очереди, заказу талонов через интернет. Мол, нам будет сложно, люди будут ругаться. Теперь они благодарят за то, что ввели электронные талоны. Их работа ускорилась. Удобно и пациентам — сократилось время пребывания в поликлинике. Это особенно важно в период подъема заболеваемости. Мы теперь можем гибко регулировать выдачу талонов. При этом сохранились телефонная запись на прием и возможность заказать талон в столе справок регистратуры.

«Р»: Пациенты уже оценили эффект от электронной очереди? Наверняка исчезли споры у кабинетов, желающие пройти без очереди...

Ольга ЕСМАНЧИК: Практически все поликлиники Минска имеют электронную очередь. И это очень удобно. Если раньше сотрудник поликлиники должен был регулировать потоки, например отводить в отдельный кабинет беременных, чтобы они не проконтактировали с инфекцией, то сейчас компьютер все регулирует. Определяет, к какой категории, первоочередного или внеочередного обслуживания, относится пациент, и вызывает его соответственно с имеющейся у него льготой. Никто не возмущается. Возле электронного терминала есть табло. Видно, сколько еще перед пациентом человек в очереди. Возможно, он за это время успеет решить еще какой-то вопрос. Устанавливается электронная очередь в те кабинеты, где нет талонов: процедурный, доврачебный, функциональной диагностики. Планируем поставить терминал с целью регулирования потоков пациентов на прием к врачу травматологу-ортопеду, в кабинеты рентгеновского отделения и, возможно, физиотерапевтического.


Все диагнозы — в электронную память

Цель — единая информационная платформа


«Р»: Информатизация в Минске идет очень активно. А что происходит в регионах? Насколько там компьютеры облегчили жизнь пациентам и сотрудникам медучреждений?

Семен ПОЛЯКОВ: Есть две причины, почему информатизация так хорошо идет в Минске. Во-первых, руководство еще в 2006 году хорошо восприняло проект. Был проведен конкурс на выбор единого поставщика программного обеспечения. Объединенный институт проблем информатики — партнер нашего Республиканского научно-практического центра медицинских технологий. Планомерно мы претворяем проект в жизнь. Второй аспект — деньги. Минск в год тратит 30 млрд рублей (до деноминации). Все остальные регионы — 5—6, где-то 8. У них меньше средств.

Когда встал вопрос идентификации пациентов, нужно было придумать дешевый носитель с уникальным кодом, потому что пользователей миллионы. Даже самая простейшая карточка, которую мы сделали, стоит более 20 копеек. Следует отметить, что в стране выполняется программа по выпуску электронных удостоверений. Это будет чипованная карточка, как в других странах, с множеством приложений. Туда войдет, возможно, и банковское, и медицинское приложения. Медицинское будет давать информацию, например, о группе крови, аллергических реакциях и некоторую другую.

В районных медучреждениях пока нет компьютерной связи между врачебными амбулаториями. И дело не только в финансировании. Все проводится поэтапно. Сначала нужно закупить компьютеры и только потом связать их в единую сеть. Для этого тоже потребуется специальное оборудование и программное обеспечение. Необходимо обучить людей и преодолеть стереотипы. В стране более 800 амбулаторий врача общей практики. У каждого такого доктора на рабочем месте стоит компьютер, на котором установлена программа «Автоматизированная информационная система «Врач общей практики». В одном компьютере целая поликлиника. Программа постепенно дорабатывается. Можно вести медкарточки в электронном виде. Но пока они автономны от районной больницы. Возможно, это изменится таким образом, что у них вместо программы «Врач общей практики» будет удаленное место от общей единой базы ЦРБ. Но для этого нужны быстродействующие и надежные каналы связи. Не всегда в сельской местности это есть. Очень важно, чтобы в информатизации был заинтересован главный врач учреждения. До 2020 года информатизацией должно быть охвачено не менее 80 процентов поликлиник и больниц страны.

Министерство здравоохранения работает по поручению Правительства над получением займа от Всемирного банка на проект по модернизации здравоохранения. Один из его компонентов — существенное развитие информатизации. Суть не в том, чтобы просто закупить технику. Будут решаться другие важные вопросы. В первую очередь, будем вводить стандарты информатизации. Они есть в России и Казахстане. У нас нет, и это мешает продвигаться вперед и налаживать взаимный обмен информацией между учреждениями.

Далее будет осуществляться разработка единой информационной платформы для всего здравоохранения. Обмен информацией будет происходить через единый центр обработки данных, в котором будут накапливаться сведения о всех пациентах. К нему подключатся все медицинские учреждения. Эту систему еще предстоит разработать. Уже собрана необходимая информация, написано технико-экономическое обоснование. С каждой областью согласован список учреждений, которые войдут в этот проект. В приоритете — поликлиники.

Врачебная тайна за шифром


«Р»: Как обеспечивается защита информации и сохранение врачебной тайны?

Семен ПОЛЯКОВ: В рамках проекта будут решены все проблемы по информационной безопасности. На данном этапе все базы замкнуты внутри учреждений. Но когда у нас появится единый центр, надо будет эти вопросы решать. В отношении защиты информации разработаны документы. Регулятор в этой сфере — Оперативно-аналитический центр при Президенте. Все данные на пациента должны передаваться по каналам связи в зашифрованном виде.

Ноу-хау на службе профилактики


«Р»: Много внимания сегодня уделяется диагностике и лечению. А как новые информационные технологии работают в области профилактики заболеваний?

Семен ПОЛЯКОВ: Больше автоматизируется диспансеризация, которая взаимосвязана с профилактикой. Удобно, когда компьютер напоминает сообщением, что такой-то больной должен явиться на прием.

Разрабатываются системы принятия клинических решений для врачей. Это такие подсказчики с протоколами по заболеваниям и назначениям, чтобы ничего не упустить.

Ольга ЕСМАНЧИК: Благодаря электронным данным врач может быстро найти и сравнить анализы пациента. Увидеть, какие факторы влияли на улучшение или ухудшение анализов.

В отделении профилактики нашей поликлиники есть компьютер. Сотрудники определяют группы здоровья пациентов и формируют отчеты. Собираем адреса электронной почты у пациентов для рассылки информационных материалов школ здоровья.

Семен ПОЛЯКОВ: В интернете огромное количество материалов, посвященных здоровому образу жизни. Насколько известно, РНПЦ гигиены собирается создавать целый сайт, посвященный профилактике заболеваний и здоровому образу жизни. Такая практика есть, например, в Молдове. Мы обсуждали болевые точки в этом вопросе. Согласно новому проекту будут формировать задание в области профилактики.

«Р»: Насколько эта информация востребована пациентами?

Ольга ЕСМАНЧИК: Скорее, да. Главный вопрос в том, насколько медработник владеет профилактической информацией и знает, как донести ее наиболее эффективно. Надо понимать, что нужно сказать пациенту, когда,  убедить его сделать ту или иную процедуру, например, или поменять привычный образ жизни. И это очень непросто.

Медицина на расстоянии


«Р»: На каком этапе сегодня развитие телемедицины?

 Семен ПОЛЯКОВ: Телемедицина — это медицина на расстоянии. В нашей стране мы работаем над ее консультативным направлением по линии врач — врач.

Лаборант сделал флюорограмму, нажал пару кнопок — и снимок улетел по проводам на сервер тубдиспансера. На качественных экранах опытные врачи-рентгенологи описывают флюорограммы. Вот пример телемедицины. Консультативная телемедицина используется, когда нужно получить заключение по сложному случаю. Это онлайн-консилиум, обсуждение всех материалов пациента. Наш научно-практический центр совместно с Национальной академией наук разработал единую систему телемедицинского консультирования, которая обеспечивает единый сервер, через который будет происходить обмен информацией о больном между клиниками разного уровня. Формируется телемедицинская история болезни, то есть все в цифровом виде. Дальше это будет дополняться средствами видеоконференцсвязи. Система будет выстроена иерархически: район — область, область — страна. В то же время специалисты районного уровня в сложных случаях могут запрашивать консультацию непосредственно в республиканском центре.

Очень активно в области телемедицины работают Минский городской онкологический диспансер и Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека. Врачи консультируются друг с другом по вопросам патологии щитовидной железы.

«Р»: Как сегодня можно оценить экономическую эффективность внедрения информационных технологий в систему здравоохранения?

Семен ПОЛЯКОВ: По поводу экономической эффективности расчеты нами не проводились. Следует отметить, что отдача от информатизации заметна тогда, когда информатизацией охвачено учреждение полностью. Частичная же информатизация в каком-то смысле мешает работать, ведь нужно параллельно вести и бумажный, и электронный документооборот. Но специалисты и пациенты уже ощутили удобство от таких вещей, как электронная запись на прием к врачу, электронная очередь и другие.

drug-olya@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter