Медали делят в кабинетах

Без разоблачений и дисквалификаций сегодня не обходится практически ни один крупный старт...

Без разоблачений и дисквалификаций сегодня не обходится практически ни один крупный старт. Но одно дело — когда желающих проскользнуть на пьедестал через черный ход на чистую воду выводят сразу после финиша, и совсем другое — когда начинают ворошить события таких далеких дней, когда даже кофе входил в список препаратов, запрещенных к использованию спортсменами. Простор для манипуляций и двойных стандартов в этом случае открывается обширный. С недавних пор допинг–пробы хранятся 8 лет, оставаясь своего рода коротким поводком для атлетов и национальных федераций. Благонадежным дают возможность спокойно дышать под дамокловым мечом. Неугодным в любой момент могут вспомнить или «придумать» то, о чем давным–давно забыли. Накануне в шестеренки этой машины попал и белорусский метатель молота Иван Тихон. Его дисквалификация за сданные еще в 2004 году анализы вызвала немало споров вокруг самой системы допинг–тестирования спортсменов и ее эффективности с точки зрения развития спорта и соответствия нормам права и морали. У бывшего главы Национального антидопингового агентства, а ныне директора НИИ физкультуры и спорта Николая Кручинского есть свой взгляд на сложившуюся неоднозначную ситуацию.


— К ситуациям, подобным той, в которую попал Иван Тихон, можно относиться по–разному. С позиции борьбы за чистоту спорта они, возможно, оправданны. Но с точки зрения общечеловеческих и юридических ценностей — налицо двойные стандарты. Почему, например, решение в отношении Ивана было принято только сейчас? Ведь едва ли не с начала июля спортивный арбитражный суд работает в Лондоне как раз для того, чтобы иметь возможность оперативно решать подобные вопросы. Ответ тут только один: нам вспомнили все прежние «грешки». Тихон в какой–то степени просто стал жертвой, заложником ситуации, и по–человечески понять это очень сложно.


Разгоревшихся по прошествии времени скандалов, в центре которых оказывались великие чемпионы прошлого, за последние годы было немало. Мерион Джонс, Лашон Меритт, Лэнс Армстронг... Рассуждая о том, что сегодня происходит на лондонских дорожках, Николай Кручинский соглашается, что вполне возможно, подобная судьба со временем может ждать и кого–то из нынешних чемпионов. Кого? И не полезнее ли они для спорта в качестве живых легенд, нежели фигурантов грязных историй?


— Было бы неплохо собрать международную конференцию и объявить: условно с 1 августа мы играем по новым правилам. Как говорится: кто попался — мы не виноваты. А тех, кто побеждал раньше, возвести в «пантеон» и оставить в покое. Второй вариант — легализовать всю эту ситуацию. Есть же, условно, федерация бодибилдеров, которая не признает антидопинговый кодекс и заявляет об этом официально. Можно было бы учитывать лишь пробы, взятые во время или сразу после соревнований. Все это, конечно, сослагательно–академические рассуждения, но в любом случае сегодня главное — не молчать. Иначе ситуация, при которой даже во время награждения невозможно разобраться, выиграл ли тот, кто выиграл, будет становиться все более абсурдной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter