Мчится «серая» маршрутка…

«Бомбилы» по-прежнему отбирают хлеб у госавтотранспорта

Почему львиная доля прибыли от перевозки пассажиров государственными транспортными предприятиями не доходит до казны и уходит на сторону, обеспечивая безбедное существование нелегальным автоперевозчикам, и кто в этом виноват?

«Вербовка» не отходя от кассы

Все, кто изо дня в день подходит к витебским автовокзалам, не перестают возмущаться по поводу беспрецедентной напористости негосударственных автоперевозчиков. Для того, чтобы приблизиться к кассе и взять билет, нужно прорваться минимум через 5—6 «блокпостов». Как на рынке подпольные продавцы табака заученной скороговоркой рекламируют свою продукцию «Сигареты, сигареты, сигареты», так и здесь со всех сторон звучит: «Минск, Полоцк, Лепель, Орша…».

Кстати, немало аналогичных «бизнесменов» и в столице. Ушлые водители не стесняются перехватывать клиентов прямо у билетных касс. Диву даешься: неужели никто из должностных лиц транспортных организаций или правоохранительных органов их не замечает? Разве нельзя призвать этих людей к элементарной ответственности, выпроводив их хотя бы за пределы вокзалов?

Устойчивая «слепота» различных контролирующих служб в сложившейся ситуации наталкивает на мысль о каком-то сговоре или их полной беспомощности. Этот вывод на днях подтвердило и предложение одного из водителей-нелегалов. Для того, чтобы отвязаться от назойливого автоперевозчика и его «сервиса», стоя в очереди за проездным документом, мимоходом говорю: «У меня командировка!».

«А вам билет нужен? Без проблем, сейчас будет! На какой рейс?» — автоматически рапортует он и услужливо бросается куда-то в сторону…

Честно признаюсь, на такую авантюру я не согласилась, хотя знакомые позже подтвердили: при необходимости любой из частников обеспечит пассажира проездным документом. Причем на любое время и на любой рейс. Расписание автобусов и маршруток они знают назубок. Тем и пользуются. Как оказалось, в Витебске на многих направлениях действует целая сеть, организующая нелегальные пассажирские перевозки: разработаны удобные графики маршрутов, вблизи вокзалов «зафрахтованы» постоянные посадочные платформы. Но многие из «зазывал» имеют лицензии на нерегулярные пассажирские перевозки. Они вполне законно днюют и ночуют в «рыбных местах» на вокзалах, пользуясь их инфраструктурой.

И бронь дадут, и сумки поднесут

Забронировать билет у нелегалов проще простого – звони по одному из номеров сотовой связи, тебе зарезервируют место на нужный маршрут, сообщат номер авто и время отъезда. Если вдруг что-то изменится, с потенциальным пассажиром обязательно свяжутся по телефону, предложат другой вариант. Это не бронь на вокзале, где нужно сначала сделать заявку, узнать номер заказа, потом съездить оплатить услугу и забрать билет. Например, чтобы утром отправиться в путь, выкупить проездной документ нужно не позже вечера предшествующего поездке дня (проверено. – Ред.). А если времени в обрез? Однако вокзальные «зазывалы» всегда максимально доступны. А потому их услугами регулярно пользуются сотни студентов, людей, работающих в других населенных пунктах и вынужденных ежедневно или на выходные добираться до места постоянного жительства. В небольших городах, таких, как Полоцк, Лепель, Новополоцк, неофициальные перевозчики с готовностью соглашаются и на просьбы подъехать за клиентом прямо к дому.

Судя по масштабам деятельности, нелегальные транспортники отбирают у официальных автоперевозчиков львиную долю прибыли, не уплачивая налоги в бюджет. В большинстве случаев они владеют неплохими микроавтобусами и легковушками, обеспечивая пассажирам комфорт и скорость доставки к месту назначения: за багаж денег не берут, если нужно вещи поднесут.

Кому это выгодно?

Как все-таки на подобную конкуренцию смотрят работники государственных автопарков? Задаю соответствующий вопрос минскому водителю, готовящемуся в рейс.

— А что нам бастовать, что ли? – равнодушно разводит он руками. – Ведь понятно, что это кому-то выгодно, раз так вольготно себя чувствуют нелегальные перевозчики. Разобраться с ними при желании легко. Разве мало у нас контролеров? Вот и пусть бы подежурили здесь, пополнили штрафами казну. Мы же за руку пассажиров к себе в салон тащить не будем. Тем более скажу прямо: на сегодняшний день у нас большой заинтересованности в увеличении пассажиропотока нет. Вот я в минувшем месяце свой план по доходам выполнил и даже перевыполнил. Знаете, сколько мне премии добавили к зарплате? Семнадцать тысяч рублей! Стоит ли ради этого с кем-то конфликтовать? Хотя хочу отметить, что езжу я по всей республике и нелегалы встречаются повсюду. Но не в таком количестве, как здесь, и не в здании автовокзала…

Да, в Витебске регулярно проводятся спецрейды по выявлению «зазывал» или «бомбил», но меньше их не становится. Они даже не желают быть осторожнее в организации своего теневого бизнеса. По крайней мере, водители-нелегалы все так же публично завлекают в свои сети потенциальных пассажиров. В минувшее воскресенье в шесть часов вечера, проводя журналистское расследование, я лично насчитала на Витебском автовокзале девять нелегалов. Это было нетрудно, «герои» данной публикации только что на первый-второй не рассчитывались. Правда, по сторонам они на всякий случай озираются, просят незаметно пройти туда, где «припрятано» авто. Таким образом подтверждается отсутствие лицензии и законных прав на перевозку пассажиров.

Когда вежливость в дефиците

А теперь давайте попробуем разобраться, почему пассажиры, рискуя жизнью (никто же не проверяет техническое состояние автомобиля, задействованного на нелегальных перевозках, а значит, не гарантируется безопасность поездки), пользуются сомнительными услугами, что их не устраивает в работе государственных перевозчиков и в чем они находят преимущества теневого рынка автоуслуг? Не будем ходить далеко. Вот только два показательных примера из недавних командировок.

В Новополоцк добираюсь на проходящей оршанской маршрутке. Стоимость билета — 14 030 рублей. Обратно уезжаю уже с Полоцкого автовокзала (ближе на несколько километров — должно быть дешевле). Кассир после долгого перелистывания документов, поиска цен по карте-схеме, лежащей на столе, не совсем уверенно требует 15 960 рублей. Интересуюсь причиной столь значимой разбежки в стоимости билета: будет более комфортная маршрутка, быстрее идет, куда-то заезжает? «Проезд подорожал!» — грубо звучит в ответ. «Когда?» — вежливо интересуюсь. Женщина не знает, а быть может, просто не хочет объяснять: «Говорю, проезд подорожал!» — «Извините, но ведь цены не могли поменяться за 5—6 часов?» — пытаюсь-таки добиться логического ответа. Но сотрудница автовокзала уже занята следующим пассажиром, который, как будто назло ей, тоже берет билет на этот же рейс и тоже удивляется: утром заплатил от Оболи до Полоцка четыре тысячи рублей, а теперь за обратный путь запрашивают шесть!

Теперь нас уже двое… Кассир злится «настырности» клиентов, и ей решает помочь коллега, переобувающаяся прямо в помещении кассы на глазах у десятка пассажиров: «На разные рейсы разные цены!» — возмущенно парирует она. Почему? Никто не знает…

Но минут через пятнадцать после отправления я, кажется, начинаю понимать истинную причину ценового «взлета». Салон небольшого автобуса оказывается… «музыкальным»! А вот еще через полчаса мне уже хочется «лезть на стену» из-за этого душераздирающего скрипа-визга. Пронзительные звуки, подобно тонкому полотну бензопилы, врезаются в массивный слиток металла и не смолкают ни на минуту. Двое-трое пассажиров (остальные, видимо, уехали с нелегалами) безуспешно бродят по салону, пересаживаясь с места на место, пытаясь спрятать свои уши от «аудиопытки». Пользоваться сотовым телефоном просто невозможно, разговаривать между собой – тоже. Выходя из автобуса и шатаясь от головной боли, интересуюсь у водителя происхождением оригинального звукового сопровождения. «Я здесь ни при чем! — заявляет он. — Это кресла так скрипят, что мне с ними делать?!»

Вроде бы мелочь, скажете вы. Но из подобных мелочей складывается имидж перевозчика, от которого и зависит главное: захочет ли в следующий раз пассажир вновь воспользоваться услугами данного транспортного предприятия или начнет искать альтернативный и более приемлемый для себя путь? Думаю, что никто из моих полоцких попутчиков не решится на повторение аналогичного «музыкального рейса».

Нет сервиса — не будет пассажиров

Другой случай – по дороге в Оршу. Маршрутка под управлением сонно-меланхоличного водителя была настолько грязной, что уже при посадке, ранним утром, стало понятно: стирать после этого путешествия одежду придется всю и сразу. Грязные сиденья, пыльные спинки кресел и панели, на которых можно рисовать пальцем, давно не видевший влажной уборки салон авто, запах бензина и постоянно громыхающая о металлическую стенку «запаска» — вот такой предлагается сервис. К счастью, вкусить все его прелести не довелось. Заехав по дороге на вторую автостанцию Витебска, водитель так и не смог больше завести свой агрегат, что неудивительно. Сомневаюсь, что внутри машина при таком «хозяине» выглядит лучше, чем снаружи. Через некоторое время микроавтобусу нашли замену и три уставших от ожидания в душном салоне пассажира (в том числе и я) были отправлены к месту назначения на более пригодном для этого транспортном средстве. Обратили внимание на количество автопутешественников? Интересно было бы узнать, сколько в этот день человек доставили в город железнодорожников альтернативные государственным перевозчики.

Значит, не хватает все-таки нашим автотранспортным предприятиям желания создать такие условия своим пассажирам, при которых нелегалам на этом поле деятельности не нашлось бы места. Работают по старинке, не утруждая себя своевременной уборкой салона, профилактическим ремонтом тех же сидений, стиркой шторок и чехлов. А главное — вежливым и внимательным отношением к своим клиентам. Вот почему все чаще звучат формулировки: «Этот рейс нерентабельный…» Да нет. Люди ездили, ездят и будут ездить. И рейсы окупаются. Вопрос: для кого?

Без законных оснований

За комментарием я обратилась к исполняющему обязанности директора филиала «Автовокзал» РАТУП «Витебск­облавтотранс» Олегу Семенкову.

— Проблема есть, и мы ее видим, — соглашается Олег Михайлович. – «Подпольные» перевозчики забирают огромное количество пассажиров. А вот сделать в настоящий момент ничего не можем. У нас нет законных оснований, чтобы взять и вывести нелегального перевозчика за шиворот из здания автовокзала. Сразу же пойдут жалобы на ущемление конституционных прав. Доказать, что он занимается незаконным извозом или скрывает доходы, тоже очень сложно. Работают видеокамеры, но в случае чего «зазывалы» объясняют: знакомых предложил подвезти, что я нарушаю? Как-то приезжали из Минска представители транспортного контроля. Так нелегалы посадку своих пассажиров рядом с их машиной организовали…

У наших конкурентов свои схемы, свои цепочки. Один ищет клиентов, другой везет, третий заказы по телефону принимает. Пробовали мы и к правоохранителям обращаться. На автовокзале был установлен пост милиции. Недели три его «зазывалы» побаи­вались, а потом вернулись к прежнему образу жизни. Милиционеры тоже оказались бессильны – нет такого закона, чтобы человеку запретить нахождение в общественном месте. За каждым «транспортным агитатором» по пятам ходить не будешь.

Недавно мы написали письмо в Администрацию Президента Беларуси с просьбой принять меры и предусмотреть на законодательном уровне необходимые рычаги воздействия на перевозчиков-нелегалов. Подписали ходатайство наши водители, пассажиры, администрация предприятия. Слышал, что аналогичные послания отправили в столицу коллеги из других областей. Будем ждать результата.

На сложности в сборе доказательной базы для привлечения нарушителей к административной ответственности ссылается и заместитель начальника инспекции — начальник управления ИМНС по Железнодорожному району города Витебска Олег Бакевич, на территории которого расположен автовокзал. Работник налоговой инспекции сообщает, что, несмотря на регулярные рейды, которые проводятся совместно с транспортной инспекцией и милицией (не реже двух раз в месяц), за полгода выявлено всего два факта незаконного извоза пассажиров. В отношении данных виновников вынесены… предупреждения.

Чуть «ярче» статистика в целом по Витебщине.

Как сообщил «Р» заместитель начальника отдела оперативных контрольных мероприятий ИМНС по Витебской области Александр Бондарев, с начала года было зарегистрировано около 100 фактов незаконной перевозки пассажиров лицами, не имеющими государственной регистрации предпринимательской деятельности. Общая сумма штрафных санкций в отношении их составила семь миллионов рублей. Изъято около десяти автомобилей, которые впоследствии были возвращены владельцам через суд…

Где же выход? Пока пассажиропотоками будут управлять нелегалы, государственные перевозчики, а значит, и бюджет потеряют немало денежных средств. А ведь их можно было бы направить на обновление действующего автопарка. Но, с другой стороны, если последние не повысят уровень обслуживания пассажиров, не поймут, что от каждого из них зависит престиж предприятия, люди будут искать альтернативные пути. Будет спрос на «подпольные» транспортные услуги — будут и предложения. «Серые» маршрутки и дальше продолжат колесить по дорогам страны. Даже если законы и правила станут жестче, без чего сегодня вряд ли обойтись…

На снимке: на Витебском автовокзале.

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter