Матрешки на экспорт? Вчерашний день

Чтобы предугадать свое будущее - надо оглянуться в историю.
Чтобы предугадать свое будущее - надо оглянуться в историю.

Когда советские войска в 1941 году вошли в Иран, маленькому Али-Аскару Махинроду было 6 лет. К нему, светловолосому мальчику (так уж распорядилась природа, выделив его среди темноволосых сверстников), очень привязались советские солдаты, скучая по белобрысым головенкам собственных детей. Но сильнее всех полюбила маленького иранца жена нашего генерала, волею судеб оказавшаяся в том иранском селении. Ее, передвигающуюся после ранения на коляске, светловолосый мальчик часто сопровождал на прогулках. И когда генеральша засобиралась на родину, в Союз, то очень хотела забрать с собой Али, чтобы дать, как тогда говорили, путевку в большую жизнь.

Али-Аскар остался тогда дома, со своей родной мамой. Но любовь к Союзу как будто вошла в гены. Сына, дочь, зятя отправил в СССР на учебу.

"Во время учебы мы знакомились с вашей культурой, изучали историю и полюбили ваш народ", - рассказывает мне уже сын Али - Сиамак Махинрод. А начиная с 1992 года отец и сын организовали семейный бизнес - экспорт знаний из Минска в Тегеран.

Семейную легенду я рассказала не случайно. Факт исторической преемственности и традиционно дружеских чувств имеет в бизнесе решающее значение. Никто не спорит - главное, конечно, деньги... Но! Важнее их может быть только доверие к партнеру. И оно у нас, к счастью, есть. Плюс к этому - интеллектуальный ресурс, который притягивает к нам иностранцев сильнее, чем любовь к матрешкам.

Любовь любовью, но в серьезном разговоре Сиамак Махинрод в первую очередь подчеркнул тот факт, что Беларусь еще с советских времен известна качеством образования. Только 20 стран в мире могут похвастать своим присутствием именно в этой нише мирового рынка услуг. Наше членство в этой почетной "двадцатке" уже сполна оценили маклеры образовательного рынка...

Другое дело, что на фоне гарвардов и оксфордов, столетиями продававших образование, наши возможности не так широко известны. И тут как нельзя кстати те люди, которые на собственном опыте познали достоинства белорусского образовательного ресурса.

"Мы знали потенциал научных кадров Беларуси, потому что сами учились у них, - рассказывает Сиамак. - А потому направили все свои усилия на то, чтобы как можно больше молодых людей из Ирана получили свое образование именно здесь".

За 10 лет подготовлено 400 выпускников, которые успешно работают на родине. Еще 150 иранских студентов обучаются в белорусских вузах в настоящий момент.

А теперь задумаемся о перспективах этого дела. Из Минска в Тегеран уезжают будущие менеджеры, маркетологи, в конце концов - потенциальные члены правительства... С ними мы будем вести переговоры, продвигая свои товары на Восток. Кстати, и сегодня наши чиновники "барражируют" в том направлении и порой удивляются: товар наш и недорог, и качественен, но покупают слабо. Почему? Да потому, что там должны быть специалисты, которые знают этот товар. Вывод напрашивается сам собой: через образование, через людей, которые изучают наши технологии, можно продвигаться на заманчивые рынки Востока.

Сегодня Беларуси, ставшей самостоятельным субъектом международных отношений, нужно удержаться и закрепиться на этом стратегическом плацдарме. Специалисты говорят о том, что необходимо возродить совет по иностранным студентам. В современных условиях это мог бы быть межведомственный комитет по делам иностранных граждан, обучающихся в Беларуси. Это уже поняли ректоры Белорусской политехнической академии, мединститута, Белгосуниверситета и Витебского мединститута - именно эти четыре вуза лидируют в рейтинге, здесь обучаются две трети всех иностранных студентов, приехавших в Беларусь. Всего их обучается в республики около 3 тысяч - из дальнего зарубежья и еще столько же - из стран СНГ.

"Решая проблему трансферта технологий, государство не должно забывать, что наши вузы имеют мощный экспортный потенциал, - считает проректор БГПА Геннадий Бровка. - У нас идей и разработок столько, что мы не в силах все это внедрить. Трактор, произведенный МТЗ, стоит 10 тысяч долларов. И иностранный студент, за обучение в университете платит столько же. С помощью этих людей Беларусь будет не только донором образования, но и экспортером техники и технологий".

Эту же мысль выразил в беседе с корреспондентом "СБ" посол Исламской Республики Иран Мохаммад Хашеми Гольпаегани. На этой неделе он специально посетил БГПА. Ему представили лучших студентов, познакомили с научными разработками, которые запатентованы и продаются в США, Европу...

"Я увидел прогресс Беларуси в технологической и промышленной сферах. Думаю, что в будущем мы сможем организовать совместные комитеты по научному и технологическому сотрудничеству", - резюмировал свои впечатления представитель Ирана.

Как сообщили мне в БГПА, уже достигнуты конкретные договоренности о взаимосвязях между университетом и представителями иранских промышленных кругов.

И последний штрих.

...Один из студентов, Рахим Амир-Солтани, получивший в академии звание магистра архитектуры, рассказал мне о своей мечте: он хочет построить на родине крупнейший международный аэропорт. Это сложный проект, но Рахим считает, что одна из лучших в мире архитектурных школ - белорусская - дает ему право на осуществление грандиозного замысла.

Может быть, кто-то из нас прилетит когда-то в этот аэропорт и узнает среди восточных орнаментов родной узор...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter