Только брестские резчики по дереву создают деревянные гербы Беларуси, которые украшают кабинеты руководителей во многих структурах

Матрешка: Перезагрузка

Некоторые брестчане уверены: местная фабрика сувениров «Славянка» давно закрылась. Обветшалое здание в центре города и в самом деле навевает тоску и уныние. К тому же в 2000-х годах предприятие меняло руководителей как перчатки, поэтому в народной молве за фабрикой закрепился имидж уверенно идущего ко дну корабля. В принципе, так оно и было. Инкрустированные шкатулки, соломенные зверушки, раскрашенные гуашью матрешки теряли свои места на магазинных полках, а художники и работники предприятия увольнялись и шли работать на вольные хлеба. Но сегодня предприятие приободрилось. Оно регулярно отгружает товар, растет прибыль, увеличилась рентабельность, а еще — расширяется география экспортных поставок.


Вертушка на входе в здание фабрики несет свою вахту уже шестое десятилетие. Молчаливый «контролер» помнит времена, когда на проходной отмечалось до 1500 человек в день. Рынок в те времена испытывал острую нехватку художественных изделий. Поэтому производство сувенирной игрушки в стране развивалось стахановскими темпами. Матрешки, расписные точеные игрушки, шахматы — новые изделия разрабатывались почти ежемесячно. Специалисты создавали не просто красивых куколок с национальным колоритом. Художники старались породнить местные традиции и практику профессионального прикладного искусства. «Славянку» любили все: не считая просторов Советского Союза, продукция была востребована в 17 странах мира, включая США.

Сегодня на фабрике работают всего 70 человек. В десятки раз уменьшились и объемы производства. Однако сожалеть о прежних временах глупо. Надо уметь подстраиваться под потребительские запросы современности. Человек советской эпохи ушел в историю, и так любимые им деревянные хлебницы с соломенными аппликациями остались там же. Сейчас актуально другое: например, если покупатель пользуется мобильным телефоном и компьютером, то ему нелишней будет стильная «еловая» подставка под его гаджет или сделанная из березовой чурочки флешка. Только так производство имеет шанс на экономическую реинкарнацию.

Нынешний директор «Славянки» Леонид Шлыков принял руководство в мае 2015 года. Пришел руководить на фабрику с еле подвижной выручкой, убытком в полмиллиарда рублей и отрицательной рентабельностью:

— Единственным верным решением стал режим жесткой экономии. Оптимизировали энергетические затраты, штат, пересмотрели вопрос закупки сырья. Пустовавшие площади постепенно заполнили арендаторами или нашли способ более эффективного их использования: вместо 30 процентов территории фабрики, пустовавшей в 2015 году, сегодня не занято лишь пять, — говорит руководитель. 

Политика нового директора доказала эффективность быстро: уже через десять месяцев работы в режиме «эконом» предприятие вышло на уверенный плюс. А по итогам работы за январь — сентябрь текущего года была получена чистая прибыль в размере 95 миллионов неденоминированных рублей. 


— Матрешки мы продаем не только по крупным магазинам страны, гостиницам, точкам беспошлинной торговли. В текущем году они были поставлены на рынок Японии, в 2014 году был опыт поставки специальной серии в Южную Корею, — перечисляет заместитель директора по маркетингу Юлия Качаловская. 

Листая буклет «Брестский сувенир» 1986 года издания, специалист по художественной отделке изделий Юлиан Розвадовский вспоминает:

— Выезжая в регионы и изучая художественные традиции Брестчины, мы открывали удивительные вещи. Например, изделия народного творчества в деревне Огово Иванов-ского района. Здесь издавна существовал промысел по изготовлению расписных свадебных сундуков. Оговская роспись — подлинный образец крестьянского искусства. Ее оригинальные технологические и художественные приемы стали основой для создания стилистически новых изделий «Славянки». 

Впоследствии в деревне Огово открылся филиал фабрики: привлекая местных мастеров, здесь создавали творчески переосмысленные копии больших свадебных сундуков. 

Некогда на «Славянке» работала сильнейшая команда — талантливые токари, инкрустаторы, резчики, специалисты по росписи. Достаточно редкие для современных реалий умения. И достаточно прибыльные, если мы говорим о частниках-ремесленниках. Леонид Шлыков не скрывает: специалисты, которые в 2000-е ушли с фабрики в свободное плавание, сегодня на местном рынке являются их конкурентами.

Руководство внимательно изучает привычки конкурентов. И в борьбе за место на торговом стеллаже максимально использует свои преимущества. Шлыков с удовольствием перечисляет их: ассортимент в 1000 видов изделий, коммерческие связи по всему миру, а еще гарантия высокого качества — это использование безвредных сертифицированных красок, отборное сырье, работа по утвержденным образцам.



«Славянка» пережила культ псевдоидеалов 90-х годов, когда сильно обесценилась штучная работа и наступила эпоха ширпотреба, а сейчас удивляет мастерством.

— Иностранцы на одной из выставок усомнились в подлинности наших изделий, — улыбаясь, вспоминает художник росписи по дереву Елена Козак. — Рассматривая гуашевые матрешки, они с трудом могли найти в них отличия — говорят, сделаны как на конвейере. А отличия есть: мастерица каждый раз по-новому рождает народный сюжет, эмоционально сопровождая процесс. 

По некоторым позициям у брест-ской сувенирки конкурентов нет. Например, только здесь освоена технология гуашевой росписи матрешки. Во времена Советского Союза фабрика была единственным в республике поставщиком такой продукции в промышленных масштабах. 

Фабрика постепенно меняет стиль. И экспериментирует. Появились в продаже стильные деревянные подставки-зубры под канцтовары. Отгружена партия гравированных деревянных коробов для чая премиум-класса. А еще сувенирка всерьез занимается изготовлением брендовой продукции по индивидуальным эскизам. Кто-то обращается за шкатулками с инкрустацией с белорусской символикой, кто-то — за сюжетными панно из соломки, кто-то просит нанести в народном стиле на изделие собственную фирменную картинку. Современный заказчик готов платить. Взамен он просит уникальный продукт ручной работы. А это как раз то, что умеет и любит делать «Славянка».

МНЕНИЕ

Владимир РУДЬКО, генеральный директор ГПТО «Белхудожпромыслы»: 

— «Славянка» входит в состав нашего объединения с 2001 года. Среди тринадцати организаций брестская фабрика производит более 70 процентов изделий из дерева. Более 90 процентов продукции относится к изделиям народных художественных промыслов. За последний год предприятие существенно улучшило показатели социально-экономического развития. Так, объем производства вырос на 10 процентов. Товарооборот увеличился на 31 процент.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter