На 86-м году жизни скончался народный художник, лауреат Государственной премии Беларуси Гавриил Ващенко

Мастер, чей язык понимали все

На 86-м году жизни скончался народный художник, лауреат Государственной премии Беларуси Гавриил Ващенко.

На 86-м году жизни скончался народный художник, лауреат Государственной премии Беларуси Гавриил Ващенко.


Ученики, а их у мастера очень много, называли своего учителя трогательно — Вава. Голос одного из его учеников дрожал и клокотал в трубке мобильника, когда он сообщал мне горькое известие.


Это правда, что с годами человек становится похож на свое имя. Оно создает человека, наделяя характером и судьбой. Родители назвали сына Гавриилом. Как архангела, принесшего Деве Марии благую весть. На древних фресках художники изображали его могучим, с развевающимися волосами, в светлых одеждах, с белоснежной лилией в руке...


Гавриил Харитонович говорил негромко, всегда смотрел в глаза собеседнику и даже когда не соглашался, не повышал голоса. А в самый ответственный момент мог улыбнуться, очень по–детски, прикоснуться к плечу.


Он был типичным белорусом, и улыбка его тихая, белорусская. Такая, словно он знает что–то особенное, и это особенное несет бережно, как полную чашу, осторожно, боясь расплескать... Да, именно такая улыбка — мудрая.


С годами Гавриил Ващенко все больше и больше походил на библейский персонаж. Уверенный, спокойный, непоколебимый и могучий в своей вере.


А верил он в то, что художник может изменить мир, улучшить его своими трудами. Для этого надо всего лишь восхититься тем, что создал творец. И рассказать об увиденном — кистью, красками, кусочками цветного стекла, карандашом... И он рассказывал. О том месте, где родился, где прошли детство и юность, куда он возвращался: Гомельщина, Полесье, деревня Чикаловичи... Полноводная Припять, лодки как веер у берега. Острова на реке, волны... Величественные дубы, таких нет больше нигде на свете, аисты, камыш... Пастух под дубом с пронзительным взглядом... Женщина с яблоком в руке...

Он умел рассказывать о небе, о лоснящейся и колышущейся траве, о песчаной отмели, такой золотой, что ее хочется погладить, ощутить ладонью теплоту песка. О тумане, поднимающемся над рекой... О войнах, победах, подвигах... Он рассказывал о том, что любит, и о тех, кого любит. И куда бы ни привозили его полотна, зрители понимали язык художника и становились его единомышленниками. Так было в Италии, Японии, Франции, России. Так было в Минске, Гомеле, Светлогорске...


Никто из белорусских художников не умел так изобразить привычные вещи, как это делал Ващенко. Никто так не умел написать хлеб, мед, яйцо, жестяную кружку. Написать так, что потом долго о них думаешь...


Он художник своего времени, нашего.


Небо, земля, вода, цветы и птицы, ангелы...


Как поздней весной идет по Припяти лед, так перед глазами проплывают работы народного художника Гавриила Харитоновича Ващенко. Работ много, их течение неторопливо.


На одной из последних выставок видел полотно, на котором белый голубь и чаша. Помните церковную чашу для причастия со звучным греческим названием — потир? Именно ее Христос передал своим ученикам во время Тайной вечери.


Гавриил Ващенко нес в наш мир добрые вести.

 

Советская Белоруссия №30 (24413). Суббота, 15 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter