Маслом вниз

Что  беспокоит  отечественную  маслоперерабатывающую  отрасль? Медики давно обратили внимание: белорусы — недостаточно активные потребители растительного масла. Даже несмотря на то, что этот продукт давно относится к товарам первой необходимости, в рационе у населения немалую долю продолжают занимать жиры животного происхождения и маргарины. До рекомендуемой наукой нормы  потребления — 13 литров в год — белорусы все еще не дотягивают, благодаря чему на фоне большинства стран Западной Европы их вкусовые пристрастия кажутся нездоровыми. Кроме того, не очень радует медиков и культура потребления масел: вместо того чтобы включать в свой рацион куда более полезные нерафинированные сорта или же отжатые из более свойственных нашим широтам культур, белорусы предпочитают рафинированный дезодорированный продукт из подсолнечника. Специалисты подсолнечное масло называют «продуктом с обезличенным вкусом» и не слишком уважают. Пользы от него значительно меньше, чем от отжатого из других масличных культур. Но дело в том, что спрос на такие продукты не настолько велик, чтобы говорить о том, что оливковое, рапсовое, горчичное или, скажем, рыжиковое масло способно занять серьезные доли рынка. Жарят белорусы все равно на подсолнечном, его же предпочитают добавлять в салаты. «К нам в Беларусь активно в последнее время поехали коммерсанты из Израиля: более 80 % масла, которое потребляют жители этого государства, — рапсовое, — удивляется вкусам глава концерна «Белгоспище­пром» Иван Данченко. — А у белорусов как раз 80 % потребляемого масла — подсолнечное, хотя мы безболезненно могли бы перейти на рапсовое»... На снимке: машинисты цеха розлива Бобруйского завода растительных масел Анастасия и Юлия КАЗУСЕНОК. Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Что  беспокоит  отечественную  маслоперерабатывающую  отрасль?

Медики давно обратили внимание: белорусы — недостаточно активные потребители растительного масла. Даже несмотря на то, что этот продукт давно относится к товарам первой необходимости, в рационе у населения немалую долю продолжают занимать жиры животного происхождения и маргарины. До рекомендуемой наукой нормы  потребления — 13 литров в год — белорусы все еще не дотягивают, благодаря чему на фоне большинства стран Западной Европы их вкусовые пристрастия кажутся нездоровыми. Кроме того, не очень радует медиков и культура потребления масел: вместо того чтобы включать в свой рацион куда более полезные нерафинированные сорта или же отжатые из более свойственных нашим широтам культур, белорусы предпочитают рафинированный дезодорированный продукт из подсолнечника.

Холодный  отжим  торговли

Специалисты подсолнечное масло называют «продуктом с обезличенным вкусом» и не слишком уважают. Пользы от него значительно меньше, чем от отжатого из других масличных культур. Но дело в том, что спрос на такие продукты не настолько велик, чтобы говорить о том, что оливковое, рапсовое, горчичное или, скажем, рыжиковое масло способно занять серьезные доли рынка. Жарят белорусы все равно на подсолнечном, его же предпочитают добавлять в салаты. «К нам в Беларусь активно в последнее время поехали коммерсанты из Израиля: более 80 % масла, которое потребляют жители этого государства, — рапсовое, — удивляется вкусам глава концерна «Белгоспище­пром» Иван Данченко. — А у белорусов как раз 80 % потребляемого масла — подсолнечное, хотя мы безболезненно могли бы перейти на рапсовое». Глава концерна приводит и другую статистику: 60 % растительных масел, потребляемых жителями Западной Европы, также изготавливается из рапса. В 2011 году белорусскими предприятиями было произведено всего 2,4 тыс. тонн рапсового масла и 11 тыс. купажированного. В данном случае идет речь о производстве смеси масел рапсового с подсолнечным, оливковым, соевым, кукурузным. «В нашей же стране посевы рапса уже составляют 400 тыс. гектаров, а последний урожай достиг почти 1 млн. тонн семян. Из этого было бы возможно выдавить 300 тыс. тонн рапсового масла, но спрос на этот продукт внутри страны не превышает необходимых объемов. Между тем это реальное 100 %-е импортозамещение, реальная перспектива увеличения экспорта», — поясняет Иван Данченко.

Чтобы завоевать народную любовь, отечественному рапсовому маслу не хватает рекламы и благосклонности торговли. В части цен оно давно уже утерло нос подсолнечному. «Наша отпускная цена в торговлю бутылки рафинированного рапсового масла — Br 9,6 тыс. C учетом НДС и торговых надбавок оно все равно будет минимум на треть дешевле подсолнечного, ввезенного из-за рубежа», — рассказывает директор ОАО «Бобруйский завод растительных масел» Галина Кустинская. При этом руководитель старейшего предприятия, больше известного в народе как «Одериха», готова констатировать: розница, действительно, не слишком охотно идет навстречу отечественным производителям. Торговцам выгоднее работать с более дорогими завозными продуктами: цены на них выше, а значит, и прибыль больше. «Когда звонишь в торговые сети и предлагаешь товар, от нас чаще всего отмахиваются: мол, мы свое масло по Br 20 тыс. продать еще не можем, а с вашим недорогим и вовсе этого не сможем сделать. А какое до этого дело потребителю? Даже подсолнечные масла от белорусских производителей заметно дешевле импортных российского и украинского производства. Мы же у розницы много не просим — только место на полке; пусть потребитель решает сам, какой продукт ему покупать», — говорит Галина Кустинская.

Подсолнечный  курс

Холодный прием, оказанный розницей предприятиям, специализирующимся на холодном отжиме, на самом деле ставит под угрозу благополучие всей отрасли — на экспорт белорусским растительным маслам путь закрыт. На самом деле мировой рынок растительного масла очень зависим от большого количества факторов. Помимо погодных и геополитических условий, для него не менее важна, например, конъюнктура рынка энергоносителей или спрос на биотопливо. Растительное масло ведь используется не только в пищевых целях, но и в фармакологии, парфюмерии и топливной энергетике.

После относительно длительного периода благоденствия и достаточно бурного роста, пик которого пришелся на 2009 год, мировой рынок растительного масла постиг целый ряд серьезных потрясений. Существенное сокращение посевных площадей масличных культур в Юго-Восточной Азии и, как итог, заметное падение экспорта из стран этого региона; два неурожайных года в Аргентине; попытки ввода квотирования экспорта подсолнечного масла правительством Украины; наконец, последние геополитические потрясения в странах Ближнего Востока и Северной Африки — традиционно сильных игроках на масляном рынке. Эти обстоятельства, казалось бы, создали режим наибольшего благоприятствования экспортерам и практически полностью расчистили им дорогу. Однако все эти условия кажутся благоприятными лишь на первый взгляд. Наша страна находится в плотном круге производителей этой продукции, и отечественным маслоперерабатывающим организациям на рынке соседних России и Украины делать просто нечего. Да и зачем? Объемы производства таковы, что белорусам закрыть хотя бы внутренние потребности — уже будет хорошо.

Общий объем рынка бутилированного растительного масла в Беларуси оценивается примерно в 80 тыс. тонн в год. При этом белорусские производители закрывают его потребности лишь на четверть. По данным концерна «Белгоспищепром», по итогам 2011 года объемы производства бутилированного масла в стране составили 23,9 тыс. тонн, что, кстати, почти вполовину больше, чем в 2010 году. По данным ведомства, 8,7 тыс. тонн из них разлил в бутылки Бобруйский завод растительных масел, 7 тыс. тонн — ОАО «Гомельский жировой комбинат», 4 тыс. тонн — ОАО «Минский маргариновый завод», 4,3 тыс. тонн — предприятие СЗАО «ГродноБиопродукт».

Надежды побить россиян на белорусском рынке сегодня у отечественных представителей маслоперерабатывающей отрасли немного. В 2011 году урожай подсолнечного масла у наших восточных соседей составил около 1,9 млн. тонн при потребностях внутреннего потребления в 800 тыс. тонн.

В минувшем году, когда ажиотажный спрос волной прошелся по потребительским рынкам, в немалой степени затронул он и подсолнечное масло. Конечно, те, кто его закупил на волне спроса, в целом не прогадали: цены на импорт, действительно, взлетели. Но сегодня рынок столкнулся с явным отсутствием интереса к этому продукту — пока запасы не подойдут к концу, нужды идти в магазин для покупателя нет. Ощущают дефицит спроса и отечественные производители. К примеру, на Бобруйском заводе подсолнечных масел, мощности которого позволяют выпускать около 1 тыс. тонн в месяц, в последнее время ежемесячный выпуск всего ассортимента растительных масел не превышает 450 тонн. Подобные масштабы снижения спроса констатируют и другие производители и импортеры.

На снимке: машинист упаковочных машин Екатерина РЯБАЯ.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter