Премьерный «Маскарад» в театре имени М. Горького стал зрелищным, но мрачным триллером

«Маскарад» нашего времени

Национальный академический драматический театр имени М. Горького недавно выпустил премьеру драмы «Маскарад» по мотивам одноименного произведения Михаила Лермонтова. Это второй спектакль режиссера и актера Дэвида Разумова на Большой сцене театра. Первым стал «Фауст. Сделка с дьяволом» по мотивам Гете, поразивший нас в самое сердце. Нынешний «Маскарад» тоже скроен довольно лихо. Лермонтов переосмыслен и поставлен рукой не мальчика, но мужа. Временами напоминает фильм «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика и его же «С широко закрытыми глазами», поставивший жирный крест на браке Тома Круза и Николь Кидман.


Поначалу дергаешься от панибратских обращений «Жень!», «Ань!», «Нин!», напоминающих диалог из какого-то дневного сериала для домохозяек. Через час привыкаешь и думаешь: а что тут, собственно, такого особенного? Режиссер приблизил героев к нам сегодняшним. Вот они, в модных пиджачках и платьях, ешьте их с кашей, как говорил профессор Преображенский. Князь Звездич в первой своей сцене выходит к зрителям в сильном опьянении, пытаясь заглушить боль от крупного карточного проигрыша. Вспомнилось тоже из классики: «А кто не пьет? Назови!» Актер Андрей Сенькин выглядит несколько моложе Евгения Арбенина — по крайней мере, мы всегда представляли Арбенина человеком опытным, пожившим, седовласым, нашедшим в Нине спасительную гавань любви и счастья. Актер, порадовавший своих поклонников ранее Алешей Карамазовым и князем Мышкиным, в «Маскараде» берет новую высоту. Ему вполне удалось передать и мизантропию своего героя, и эгоизм, и усталость от высшего света. Да, этот сорокалетний Арбенин моложав и подтянут — видимо, ходит на фитнес.

В апреле театр имени М. Горького представит на Малой сцене свою версию «Пиковой дамы» Александра Пушкина. Жанр премьеры — мистический фарс.

Елена Стеценко в роли Нины и Виталина Бидюк в роли Анны Штраль по-своему не лишены очарования. Громогласный и физически крепкий Алексей Качан в роли бузотера Казарина напоминает по темпераменту то ли Митю Карамазова, то ли Стэнли Ковальски. Сцены отравления Нины мороженым и ее гибель поставлены подробно и неспешно, как отдельный аттракцион. Мороженого после них долго не захочется.

То, что Арбенин выходит к зрителю в беспроводных наушниках, герои пользуются мобильными телефонами и вызывают «карету» через мобильное приложение, внутреннего протеста как раз таки не вызывает и прекрасно укладывается в режиссерскую концепцию: прогресс выхолостил из этих героев человечность. 


Не зря вся драма героев разворачивается среди этих молчаливых свидетелей, наблюдающих за происходящим с ледяным равнодушием. Они — и главные гости маскарада, и главные свидетели событий. Мир карточных игроков, каким его видит режиссер, навевает ассоциации с мрачными криминальными историями. Вряд ли такой накал страстей царил у игроков во времена Лермонтова: проигравший просто уезжал к себе в особняк и интеллигентно стрелялся.

«Маскарад» — яркий, зрелищный, динамичный спектакль, лишенный сочувствия к героям. Поставленный хладнокровно, без поэтического налета и особого сострадания. Герои в спектакле часто смотрят в горящий экран своего верного гаджета. За эту горькую деталь нашего времени — отдельная благодарность режиссеру.

Премьерный «Маскарад» удался как яркий триллер. Превалирование визуального элемента над психологическим можно рассматривать как ключевую характеристику режиссерского стиля талантливого Дэвида Разумова. Пощекотать нервы зрителю инфернальной и мистической темой рока — задача благодатная для пытливого ума.


В финал спектакля, привлекательно открытый для разных трактовок, но вселяющий хоть какую-то робкую надежду, врывается знаменитый бессмертный вальс Арама Хачатуряна, когда-то написанный к спектаклю «Маскарад» театра имени Е. Вахтангова. Хрупкий ассоциативный мостик и к прежней морали, и к тем временам, когда из-за потерянного браслета мог разгореться настоящий скандал. Значит, связь времен все же не окончательно прервана.

В важной роли Неизвестного в «Маскараде» зрители увидят артиста Сергея Прокопича.
Добрый зритель в девятом ряду.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter