Национальный академический драматический театр имени М. Горького недавно выпустил премьеру драмы «Маскарад» по мотивам одноименного произведения Михаила Лермонтова. Это второй спектакль режиссера и актера Дэвида Разумова на Большой сцене театра. Первым стал «Фауст. Сделка с дьяволом» по мотивам Гете, поразивший нас в самое сердце. Нынешний «Маскарад» тоже скроен довольно лихо. Лермонтов переосмыслен и поставлен рукой не мальчика, но мужа. Временами напоминает фильм «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика и его же «С широко закрытыми глазами», поставивший жирный крест на браке Тома Круза и Николь Кидман.
Поначалу дергаешься от панибратских обращений «Жень!», «Ань!», «Нин!», напоминающих диалог из какого-то дневного сериала для домохозяек. Через час привыкаешь и думаешь: а что тут, собственно, такого особенного? Режиссер приблизил героев к нам сегодняшним. Вот они, в модных пиджачках и платьях, ешьте их с кашей, как говорил профессор Преображенский. Князь Звездич в первой своей сцене выходит к зрителям в сильном опьянении, пытаясь заглушить боль от крупного карточного проигрыша. Вспомнилось тоже из классики: «А кто не пьет? Назови!» Актер Андрей Сенькин выглядит несколько моложе Евгения Арбенина — по крайней мере, мы всегда представляли Арбенина человеком опытным, пожившим, седовласым, нашедшим в Нине спасительную гавань любви и счастья. Актер, порадовавший своих поклонников ранее Алешей Карамазовым и князем Мышкиным, в «Маскараде» берет новую высоту. Ему вполне удалось передать и мизантропию своего героя, и эгоизм, и усталость от высшего света. Да, этот сорокалетний Арбенин моложав и подтянут — видимо, ходит на фитнес.
В апреле театр имени М. Горького представит на Малой сцене свою версию «Пиковой дамы» Александра Пушкина. Жанр премьеры — мистический фарс.
Елена Стеценко в роли Нины и Виталина Бидюк в роли Анны Штраль по-своему не лишены очарования. Громогласный и физически крепкий Алексей Качан в роли бузотера Казарина напоминает по темпераменту то ли Митю Карамазова, то ли Стэнли Ковальски. Сцены отравления Нины мороженым и ее гибель поставлены подробно и неспешно, как отдельный аттракцион. Мороженого после них долго не захочется.
То, что Арбенин выходит к зрителю в беспроводных наушниках, герои пользуются мобильными телефонами и вызывают «карету» через мобильное приложение, внутреннего протеста как раз таки не вызывает и прекрасно укладывается в режиссерскую концепцию: прогресс выхолостил из этих героев человечность.
Не зря вся драма героев разворачивается среди этих молчаливых свидетелей, наблюдающих за происходящим с ледяным равнодушием. Они — и главные гости маскарада, и главные свидетели событий. Мир карточных игроков, каким его видит режиссер, навевает ассоциации с мрачными криминальными историями. Вряд ли такой накал страстей царил у игроков во времена Лермонтова: проигравший просто уезжал к себе в особняк и интеллигентно стрелялся.
«Маскарад» — яркий, зрелищный, динамичный спектакль, лишенный сочувствия к героям. Поставленный хладнокровно, без поэтического налета и особого сострадания. Герои в спектакле часто смотрят в горящий экран своего верного гаджета. За эту горькую деталь нашего времени — отдельная благодарность режиссеру.
Премьерный «Маскарад» удался как яркий триллер. Превалирование визуального элемента над психологическим можно рассматривать как ключевую характеристику режиссерского стиля талантливого Дэвида Разумова. Пощекотать нервы зрителю инфернальной и мистической темой рока — задача благодатная для пытливого ума.
В финал спектакля, привлекательно открытый для разных трактовок, но вселяющий хоть какую-то робкую надежду, врывается знаменитый бессмертный вальс Арама Хачатуряна, когда-то написанный к спектаклю «Маскарад» театра имени Е. Вахтангова. Хрупкий ассоциативный мостик и к прежней морали, и к тем временам, когда из-за потерянного браслета мог разгореться настоящий скандал. Значит, связь времен все же не окончательно прервана.
В важной роли Неизвестного в «Маскараде» зрители увидят артиста Сергея Прокопича.Добрый зритель в девятом ряду.