Машины времени

Казалось бы, кого в Беларуси удивишь автомобилем? Он, по статистике, есть сегодня примерно в каждой третьей семье.
Казалось бы, кого в Беларуси удивишь автомобилем? Он, по статистике, есть сегодня примерно в каждой третьей семье. И тем не менее в стране тысячи людей и сами готовы удивляться "железному коню", и внимание других не прочь к нему привлечь. Любители автоэкзотики, так сказать. Лично я впервые столкнулся с таким в хорошем смысле фанатизмом еще в юные годы: сосед по двору на глазах у детворы выпиливал по выходным из куска алюминия дверную ручку к трофейной БМВ. Адский труд ради детали, которую, в принципе, можно было позаимствовать у другого автомобиля.

И сегодня приверженцев автоэкзотики немало. Минчанин Александр Тарновский, например, свой "Мерседес-Бенц" 1939 года выпуска приобрел в плачевном состоянии. Чтобы привести в порядок, например, крыло, корпел над ним месяц. А надо было еще раму обновить и многое другое. Зато изъездил на иномарке всю Беларусь. "До бензинового подорожания была для меня рабочей лошадкой, - рассказывает Александр. - Ну и, конечно, приятно ловить на себе, находясь за рулем, любопытные взгляды".

Впрочем, не будем лукавить: по сравнению с советскими годами любители автоантиквариата стали куда более подкованными в коммерческом плане. Дело в том, что не только в Европе, но уже и в Москве на старинные авто сформировался неплохой спрос. В этом, кстати, ответ на давно мучавший меня вопрос: куда подевались представительные американские бьюики, которые лет 20 назад демонстрировал минский пресс-автоклуб? Александр показал московский журнал для любителей автостарины, где на фото красовалась одна из минских "американок". Судя по всему, запрашивали за нее не одну тысячу "зеленых". Эх, знал бы лет 30 назад, что со временем в число раритетов попадет и наш старенький семейный "Москвич"!

"На "Запорожец" нужно было ставку делать, - поправил меня коллега по перу, а в свободное время член клуба любителей ЗАЗ-965 и владелец ярко-желтого экземпляра этой марки Олег Панкратов. - Хотя я свою ценю в первую очередь как символ эпохи 60-х годов. С ее проблесками демократизма и внимания к простому человеку". Думаете, это чересчур? Как сказать. Недавно один американский журналист назвал "Волгу-ГАЗ-21", в дизайне не чуждую, кстати, заокеанских автомобильных тенденций, последним символом индивидуализма в СССР. Что-то справедливое в этом утверждении, пожалуй, есть, иначе не было бы по всему бывшему Союзу, в том числе в Беларуси, столько клубов, объединяющих любителей этой марки. А вот "Волгу" следующего поколения никто, увы, в раритеты записывать не собирается.

Нечто подобное произошло и с "запорожцами". "Горбатому" Никита Хрущев прочил роль советского народного автомобиля. Он таким и получился. Доступный по цене передовику производства (стоил 1.800 рублей), по конструкции простой до примитивизма, без изысков. Но тяговитый и довольно надежный. "Самый культовый советский автомобиль, - считает Олег Панкратов. - Не зря же анекдотов о нем не меньше, чем о Чапаеве. Некоторые ездят на "Запорожце" постоянно, хотя он лишен комфорта. Зато какова реакция окружающих!"

В минском клубе "Автоамерика" представление об идеале автомобиля, похоже, прямо противоположное: главное, чтобы машины и мощности было больше! Честно говоря, когда изредка встречаю на городской улице председателя этого клуба Александра Шурина на его "Шевроле Монте-Карло" 1975 года (одна из трех в Европе), то стараюсь вжаться в самый бордюр. Как-никак, ширина около двух метров, 5,5 - длина. Наконец однажды попросился посидеть на месте пассажира, а заодно и побеседовать. "Каждый раз чувствую себя за рулем этой машины так, будто... ну, в общем, нет слов! - делится ощущениями Александр. - Поэтому на ее восстановление не жалко ни времени, ни денег".

В подтверждение Александр рассказал, что они с приятелем разобрали две машины... на болты и гайки для раритетов. Дело в том, что эти так называемые метизы у "американцев" другие, чем у "европейцев". Но соблюдение аутентичности даже в мелочах - еще один пунктик автоэкзотов, который, впрочем, вознаграждается порой призами и грамотами различных "фановских" конкурсов и слетов.

Глядя на сверкающие лаком четырехколесные раритеты, поначалу не задумываешься, сколько труда вложено в них владельцами. Зато как здорово запечатлеть себя, любимого, на капоте "Жука"! Мальчишек так и вовсе от необычного автомобиля или мотоцикла не отогнать. Все-таки хорошо, что поклонники автомотоэкзотики у нас есть. С их любимцами и нам веселее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter