После падения российского рубля белорусский авторынок придет в форму не раньше чем через два года

Машины буксуют в салонах

В прошлом году авторынок страны пережил масштабное обновление. Особенно удачным для автолюбителей оказался декабрь. На фоне падения российского рубля цены на машины в РФ оказались для наших граждан настолько привлекательными, что вереница приобретенных в Москве легковушек создавала пробки на «олимпийской» трассе. Все это происходило под разочарованные вздохи наших автодилеров. В страну прибыл такой автопарк, что рынок придет в форму не раньше чем через два года, сокрушаются они.


Для того чтобы оценить масштаб явления, достаточно привести цифры: по данным Государственного таможенного комитета, в страну только в декабре из России ввезли 48 тысяч машин. Это больше, чем за январь—ноябрь, когда с территории восточной соседки соотечественники пригнали на пять тысяч авто меньше. При этом, по подсчетам экспертов, доля новых автомобилей во всем прибывшем к нам автопарке составила всего 25 тысяч. Все остальные – бэушные. Сюда же следует добавить еще почти 40 тысяч авто из стран Европы. Суммарно набегает 131 тысяча. И это не считая 25 тысяч так называемых «машин в упаковке», приобретенных у себя на родине. Больше у нас продавалось разве что в 2011-м. Тогда, накануне повышения автомобильных пошлин из ЕС, в страну прибыло 250 тысяч авто. Солидно потратились граждане, ничего не скажешь. Только в кассах у наших автодилеров белорусы оставили около миллиарда рублей.

Неудивительно, что потенциал 2015-го остался в году прошлом. Теперь наши граждане поглядывают на бюджетные машинки за восемь-двенадцать тысяч долларов. Поглядывают изредка – продажи только за февраль упали примерно на 40 процентов, несмотря на то что дилеры марок Volkswagen, Renault, Skoda, Nissan смогли договориться со своими поставщиками из Европы и России об изменении ценообразования. В результате авто вписались в названную стоимостную вилку и более-менее пользуются спросом. Эксперты предполагают, что продажи этих брендов просядут минимально. Другие игроки рынка уже сворачивают реализацию, освобождают склады. Они привыкают работать под заказ и не строят планы на далекое будущее. Тем более что будущее это для них весьма нерадужное.

— Впрочем, процесс этот уже идет у разных брендов своими темпами. Ежемесячно цены растут на пять-десять процентов. Уверен, эта тенденция сохранится до лета. В то же время Ford и General Motors из-за финансового положения одномоментно подняли цены более чем на 40 процентов — продажи у них остановились. Компании, где есть резервы, рост цен делают плавным и таким образом отвоевывают свою долю на рынке, — обрисовывает ситуацию председатель правления БАА.

А сумеет ли воспользоваться случаем белорусское сборочное производство марок Peugeot и Сitroёn, заявившее о старте продаж в начале февраля? Шансы есть, считают знатоки рынка. Правда, не скрывают: после девальвации российского рубля автозаводы соседней страны оказались конкурентоспособнее наших предприятий, закупающих комплектующие за валюту.

— Сумеют выстроить политику так, чтобы цены остались интересными и компания была прибыльной, – выдержат, — расставляет точки над «i» Сергей Михневич.

А вот насчет белорусско-китайских автомобилей Geely он иного мнения. Несмотря на успех прошлого года, когда около 2,5 тысячи новых авто этой торговой марки нашли своих хозяев, в начале 2015-го производитель немного уступил свои позиции. В феврале машины, произведенные в Борисове, стали дороже аналогичных моделей ближайших конкурентов — Renault, Volkswagen, Toyota, Skoda.

Начальник отдела по связям с общественностью СЗАО «БелДЖИ» Алена Значенок считает, что драматизировать ситуацию не стоит:

— Буквально в начале недели мы снизили цены на автомобили 2014 года выпуска. По сравнению с 17 ноября прошлого года седан подешевел на 1,8 тысячи долларов, LC-Cross — на 1,6—1,76 тысячи в зависимости от комплектации, кроссовер – на 4—5,8 тысячи условных единиц. Кроме того, прорабатываем программы кредитования и лизинга. Для удобства покупателей планируем сделать круглосуточный автосервис.

Появится в нынешнем году у «БелДЖИ» и новая модель – в компании ее сейчас как раз выбирают. Что касается планов, их менять не собираются. Завод рассчитан на выпуск до 10 тысяч машин ежегодно. Впрочем, это не предел. При повышенном спросе, стабильном финансовом положении обещают произвести и больше новых авто. Небольшая справка: только в 2014-м здесь собрали более 9 тысяч легковых автомобилей. Около 7 тысяч из них отправили в Россию и Казахстан.

КСТАТИ

Логично полагать, что если цены на товар растут, то спрос падает. В том числе и в сегменте подержанных авто. На коне останутся предприятия с мощным и относительно недорогим автосервисом, прогнозируют эксперты. Слово «недорогой» здесь не лишнее – иначе потенциальные клиенты уйдут к конкурентам, и тогда переждать затишье будет сложнее. 

К слову, в стране, по данным управления бытового обслуживания населения Минторга, насчитывается более 6,3 тысячи СТО, из них 351 находится в гаражных кооперативах. 

Там же только в прошлом году обнаружили еще четыре сотни нелегалов. Нелегко придется дилерам-новичкам, не успевшим наработать автопарк. В России таким предсказывают скорое массовое закрытие. Впрочем, обезопасить себя можно, приняв на обслуживание купленные у соседей авто. Например, «Атлант-М», самая большая сеть автоцентров в стране, принимает новенькие машины при условии, что комплект документов заполнен правильно.

В сервисной книге должны быть данные об автомобиле и отметка о дате продажи, заверенная печатью дилера. В таком случае сроки и условия гарантии на автомобиль будут такими же, как в России. Это не все. У каждой марки свои дополнительные требования, которые следует уточнить у дилера.

Мария ДРУК

m_druk@mail.ru

Палки в колеса


В будний день на авторынке в Ждановичах ажиотажа нет. Хотя еще в декабре прошлого года здесь яблоку негде было упасть. Сегодня рынок наполовину полон, как сказал бы оптимист, или же, по версии пессимиста, наполовину пуст. Даже некоторые шашлычные открываются лишь в выходные, когда приезжает чуть больше продавцов и начинают заглядывать покупатели. 


Коллеги ехать сюда отговаривали: ну чего соваться в дождь, там и нет никого, все контакты продавцов — на бумажке за стеклом авто вместе с описанием и ценой. Действительно, толпы желающих расстаться с кровно заработанными и укатить на своих четырех колесах здесь я не увидела. Не спеша между рядами прогуливается молодая пара. Через одну машину заглядывают под лобовые стекла, быстро смотрят на ценник и уходят. Догоняю их: машину выбираете?

— Да нет, уже купили в России. Я две купил — себе и жене и, судя по всему, сэкономил 5 тысяч долларов для семейного бюджета, — делится Андрей. — Здесь оказались случайно, решили посмотреть цены. Посмотрели — теперь радуемся выгодной покупке. 

Натянув на шапку мокрый капюшон, с пластиковым стаканчиком кофе в руках переминается с ноги на ногу продавец Сергей, ежится от пронизывающего холодного ветра. В Ждановичах погода совсем не та, что в городе, — гораздо холоднее. Вроде бы на улице уже и температура плюсовая, но торговцы предпочитают ходить в здоровенных рыбацких валенках с галошами. Рядом с Сергеем его коллега Виктор, небритый и слегка опухший. Заранее начинаю волноваться за фотокорреспондента, которого на этом месте за съемку два месяца назад чуть не поколотили местные «бизнесмены». Но в этот раз парни охотно поддерживают разговор, покупателей все равно нет, правда, назвать свои фамилии отказываются.

— Говорят, автобизнес наш сейчас не в лучшей форме, — с ходу выдаю я.

— Ой, девушка, да перестаньте! Все у нас отлично, все хорошо, работаем и работать будем! — не соглашается Сергей. — Да, был зимой небольшой спад, но это в порядке вещей, каждый год так. Весной уже начнут все просыпаться. Вам бы сюда в выходные приехать, удостоверились бы, сколько народу будет.

По словам покупателей, за последние 2—3 месяца цены на бэушные автомобили упали на 1—2 тысячи долларов.

— А как же тот факт, что в конце года добрая часть белорусов съездила в Россию и завезла в страну десятки тысяч машин? 

— Ну и что? — вступает в беседу Виктор. — Раньше все в Европу мотались, сейчас поехали в Россию. Вы слишком не переживайте, будут у нас нормальные продажи. Прибалты, те — да, стонут: дескать, мы к ним не едем, россияне не едут, цены уже обвалились ниже некуда. А у нас все в порядке. Ну, послушайте, в крайнем случае, если уж совсем дела «лягут», будем автомобили разбирать и продавать их по запчастям, это еще и выгоднее получится. 

— А сколько машин сейчас удается продать? 

— Ну, я же не спрашиваю, сколько вы зарабатываете, — переходит в контрнаступление Сергей. — По-разному. Можно продать одно нормальное авто в месяц и горя не знать. А можно продать 10 штук в неделю — выручка будет, как и в первом случае. Так что раз на раз не приходится. 

К слову, за все время беседы к их Audi за 13 тысяч, судя по бумажке за стеклом, приехавшей к нам из Германии, так никто и не подошел. 

Проходим мимо новехонькой российской Hundai за 13 тысяч долларов, засматриваемся на пятилетний «Мерседес» за 11 тысяч. Запредельно дорогих машин поблизости нет. Примерно 90% новых и бэушных седанов — в ценовом коридоре 10—15 тысяч. Светлана и Максим Микашевичи, пожилая пара, внимательно читают информацию под лобовым стеклом практически каждого автомобиля. 

— Машину выбираем себе уже с зимы. В Россию в декабре не поехали, да и сейчас нет таких планов. Скажу честно, российскую сборку покупать совсем нет желания, в ней много алюминия, а мне это не нравится, — делится Максим. — Я по старинке отдаю предпочтение «немцам» — эти машины стоят своих денег, качество ни с чем не сравнить!

— Честно говоря, хочется уже поскорей решить этот вопрос, — вступает в беседу Светлана. — Просматриваем все варианты, с авторынков не вылезаем, на сайтах постоянно сидим. Где-то не устраивает цена, где-то сборка, где-то пробег. Часто битые пытаются подсунуть. В общем, непростое это дело — машину приобрести. Но, надеюсь, в течение нескольких недель решим вопрос. 

Ближе к обеду на рынок подтягиваются еще десяток посетителей. Выделяется из них убеленный сединами статный мужчина в дорогом пальто, он подходит исключительно к крупным джипам.

— Прицениваюсь. Хочу продать свой, — объясняет он. — Сам из Москвы, но там продавать не хочу: здесь от сделки выиграю больше. Потом куплю в Минске новую, оформлю на жену-белоруску и вернусь в российскую столицу. 

— А для чего же такая схема нужна? Разве там не дешевле купить? 

— Может, что-то и дешевле, но вот содержать автомобиль с российскими номерами дорого. А если ездить на белорусских номерах — проблем никаких. 

Да, возможны и такие варианты. Тем не менее эти редкие потенциальные покупатели погоды белорусским автомобильным рынкам не делают. 

Основная масса белорусов, в чьи планы входило в 2014—2015 годах поменять автомобиль, сделали это в ноябре—декабре прошлого года, опустошив половину салонов в радиусе 500—800 километров от нашей границы. 

Не можем обойти стороной салон-дистрибьютор корейского производителя. Начальник отдела продаж Руслан Плясунков не разделяет оптимизма своих «коллег» с рынка бэушных авто. 

— Судите сами: за несколько месяцев народ ввез в страну столько автомобилей, сколько в нормальное время ввозили за год, а то иногда и за два. Цены из-за девальвации в России оказались очень аппетитными, поэтому людей можно понять. Мы же пока не можем договориться с компанией о том, чтобы начать сбивать стоимость. А сделать это нужно обязательно: чтобы рынок продолжал существовать, необходимо уравнять цены с российскими. Некоторые производители готовы на это пойти, некоторые готовы откровенно демпинговать, чтобы удержать рынок в том или ином регионе. Мы пока не сумели договориться. Немалая часть наших посетителей заходят в салон лишь для того, чтобы порадоваться, какую выгодную сделку они совершили в России.

Действительно, ценник на новые авто заметно выше, чем у соседей. Впрочем, есть отдельные модели прошлого года, которые продаются еще по старому прайсу. Руслан Плясунков надеется, что хоть их-то в ближайшее время кто-то купит. А пока все продавцы — и в салонах, и под открытым небом — уповают на весну. Говорят, когда потеплеет, тогда и продажи сдвинутся с мертвой точки. 

Полина КОНОГА

konoga@sb.by

Приехали в депрессию


Несмотря на то что белорусы в конце прошлого года заметно «подчистили» российские автосалоны, скупив иномарки, рынок РФ это не спасло. Начало нынешнего года автопроизводители встретили в унылом настроении. Многие сборочные производства в январе и феврале останавливали конвейеры, и компании все больше и больше поговаривают, что такие остановки могут стать постоянными, к тому же некоторые иностранные бренды уже заявили о том, что сворачивают свои производства.


В прошлом году серьезный спад продаж в России ощутили практически все ведущие автопроизводители. Виной тому, как известно, стала осторожность населения, не желающего расставаться со своими и без того похудевшими сбережениями. В то же время автолюбители отметили резкий скачок цен — как на иномарки, так и на авто российской сборки. 

Дополнительно спрос также был «подогрет» и резким падением курса рубля: жители России и некоторых соседних государств (в частности, россияне называют страны таможенной «тройки» — Беларусь и Казахстан) отреагировали мгновенно, скупив едва ли не под ноль вазовские авто с «докризисными» ценниками. В результате только в декабре было продано 279,6 тысячи автомобилей. А это, кстати, на 9,1% больше, чем в декабре 2013 года. Но и этот всплеск покупательского спроса дело в корне все же не изменил.

Если рассмотреть продажи автомобилей по производителям, то ситуация сложилась двойственная. В выигрыше остались автогиганты, сумевшие локализовать сборку своих автомобилей на территории России. Лидирующую строчку автомобильного «хит-парада» занимает народный автомобиль Lada Granta. На второй позиции — полюбившийся  Hyundai Solaris, на третьей — KIA Rio. Кроссовер Renault Duster стал четвертым, а Lada Kalina и Lada Largus заняли пятую и шестую строчки. 

После ажиотажного спроса в декабре 2014 года на рынке наступило затишье. Вопреки прогнозам игроков отрасли касательно дефицита новых машин, в январе недостатка автомобилей у дилеров нет — напротив, приобрести можно практически любую модель. Однако все машины, которые есть в наличии в российских автосалонах, выпущены в 2014 году. В отсутствии поставок автомобилей 2015 года выпуска виновата в том числе и неопределенность с курсами валют. К тому же некоторые бренды в течение последнего месяца по несколько раз корректировали прайс-листы. По информации аналитического агентства «Автостат», стоимость автомобилей у официальных дилеров с начала года выросла в среднем на 4,9%. При этом средняя цена новой машины в России достигла 1,068 млн. рублей.


Для того чтобы «смягчить» неблагоприятные условия, сложившиеся на российском автомобильном рынке, правительству РФ придется подумать и над стимулированием автокредитования. Определенные попытки уже предприняты. Во-первых, программа утилизации и trade-in будет продлена в текущем году на тех же условиях, что и в прошлом, то есть можно ожидать, что еще примерно 170 тыс. автомобилей будет реализовано за первое полугодие этого года. Во-вторых, сейчас ведется разговор об отмене введенного в 2014 году утилизационного сбора для автомобилей экологических классов «Евро-4» и «Евро-5», которые были произведены в России. Такая мера может поддержать бизнес, хотя надеяться на большой эффект, учитывая сложные экономические условия, не стоит. 

Говорят, текущий год может стать самым сложным для соседского автомобильного рынка, имея в виду продолжающееся снижение активности в отрасли автокредитования, падение реальных располагаемых доходов населения, а также удорожание нового модельного ряда. По прогнозам, объем продаж в нынешнем году может составить 1,7—2 млн. автомобилей. Если учесть, что мощности автопроизводителей, работающих на территории России, составляют примерно 3 млн. автомобилей в год, это говорит о том, что заводам придется сократить число работников на 30—40%. 

Вячеслав ИВАНОВ
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter