Машину в гараж - нет автокраж!

Правоохранительные органы задержали самую значительную на сегодняшний день преступную группировку, занимавшуюся автокражами в Беларуси.
Правоохранительные органы задержали самую значительную на сегодняшний день преступную группировку, занимавшуюся автокражами в Беларуси. "Багаж" преступников, промышлявших с 2000 года, по масштабам нашей страны оказался более чем внушительным - более 60 автокраж. Но самое парадоксальное, что банда состояла из... двух человек.

Стражи правопорядка долго не могли выйти на след преступников, поскольку и предположить не могли, что группировка настолько мала. Но, как говорится, сколько веревочке ни виться... Сотрудники милиции вышли в конце концов на одного из угонщиков Вадима Сергеева (в интересах следствия фамилия изменена), оперативники под видом клиентов попросили его продать запчасти к иномарке. Вот тут-то интуиция и подвела Вадима - он привел милиционеров в тайное логово, где в разобранном состоянии находились похищенные автомобили...

Жертвами автоугонщиков становятся ежедневно в среднем 10 водителей. Ежегодно преступники доставляют неприятности владельцам примерно 3 тысяч машин. Из 1,5 тысячи хищений транспортных средств, зарегистрированных в первом полугодии этого года, около 700 составляют кражи. Большая часть из них происходит ночью во дворах автовладельцев. Оставив своего "железного коня" ночевать на пустынном дворике под открытым небом, хозяин подвергает его немалому риску. Автовладелец уповает на то, что сработавшая сигнализация спугнет преступника. Как бы не так! Электронные средства взлома позволяют злоумышленнику вскрыть машину "без шума, без пыли". Для этого применяется элементарное сканирование сигнализации либо же злоумышленник может спокойно "слямзить" из Интернета необходимые для взлома данные.

Угнанный автомобиль, как правило, перепродают в Беларуси или в ближнем зарубежье. Либо разбирают на запчасти. Перепродавать свежеугнанное авто в соседнем городе довольно рискованно, поскольку в этом случае милиции будет проще выявить угонщиков. Другое дело - перепродажа, скажем, в России. Но здесь и покупателя заранее нужно найти и через границу беспрепятственно переправить похищенное авто. Но, невзирая на эти сложности, определенная часть похищенного автотранспорта все-таки "едет" за пределы республики.

Для переправки угнанного авто время от времени используется помощь третьих лиц, причем далеко не последних по значимости. Например, в прошлом году в Гродно была выявлена преступная группа, похищавшая и перегонявшая ворованный транспорт из Гродно в Москву. Причем за границу автомобили вывозил... сотрудник российских правоохранительных органов. На границе он предъявлял удостоверение, документы на автомобиль и беспрепятственно следовал в белокаменную. За эту работу ему платили не ахти как - всего-навсего 100 - 300 долларов.

Но однажды фортуна повернулась к нему спиной. И удостоверение не помогло: цвет машины не совпадал с указанным в квитанции. Этот прокол, который допустили впопыхах угонщики (перекрасили ворованное авто не в тот цвет), стоил "стражу порядка" 6 месяцев ареста в Беларуси. Как выяснилось позже, за свою криминальную карьеру он успел переправить более 20 украденных машин. А вскоре при попытке перегона похищенного "Мерседеса" была задержана вся группа.

Автоворы - это в основном лица старше 30 лет, на их счету треть всех хищений автотранспорта. Чуть меньше хищений у 19 - 29-летних преступников. Определенная доля преступлений приходится на несовершеннолетних. Среди угонщиков числятся и женщины - 11 преступлений совершили представительницы слабого пола. Криминальные вкусы в этом году по сравнению с прошлым остались неизменными: чаще всего похищают автомобили марки "Фольксваген" - 31 процент, ВАЗ - около 26 процентов и "Ауди" - 19 процентов. Ну а самым "неинтересным" для преступников является "Москвич-2141" - всего 4 кражи.

Конечно же, и другие марки автомобилей не в безопасности. Угонщику обязательно приглянется новая дорогая машина, оставленная хозяевами без присмотра хотя бы на час. Дело в том, что, собираясь угнать "железного коня", преступники долго и тщательно готовятся. Как правило, неподалеку от места будущего угона снимается гараж. Улучив момент и забравшись в машину, автовор перегоняет ее в арендованный гараж и оставляет там до тех пор, пока не уляжется шумиха. Там же не спеша перебиваются номерные узлы, готовится документация.

У жуликов есть масса способов беспрепятственного проникновения через посты милиции на "паленой" машине. Например, один из членов преступной группы на посту сознательно превышает скорость, его останавливают и проводят "разбор полетов". А краденая машина, идущая следом за первой, быстренько минует опасную зону.

В Гомеле, например, процветает такой вид автобизнеса, как "криминальный возврат". Угоняют дорогостоящее авто, звонят хозяину и предлагают его выкупить. Как правило, размер "отступных" колеблется в пределах 20 - 30 процентов от реальной стоимости машины. И преступники свою копейку имеют, потому что потерпевший не спешит обращаться в правоохранительные органы из-за боязни окончательно потерять свой автомобиль.

Ну а для того, чтобы всегда оставаться и при машине, и нервную систему сохранить, специалисты рекомендуют проявить к ней чуточку больше внимания. Как рассказал старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУУР МВД Сергей Степанов, сегодня оснащение сигнализациями-пищалками своего автомобиля - это слишком примитивная защита от автовора. А вот средства посерьезнее не помешают. Например, спутниковая система слежения. Ввиду немалой стоимости (примерно 1.200 долларов) и ежемесячного обслуживания, ею целесообразно оснащать машины стоимостью от 3 тысяч долларов. Принцип ее действия прост - сигнал о местонахождении транспортного средства подается на спутник каждые 40 секунд. Вычислить, где находится автомобиль, становится делом техники.

Достаточно надежно защищает автомобиль блокиратор коробки передач, педалей, а также противоугонная система. Стоимость последней колеблется от 65 до 1.500 долларов. Частичная блокировка обойдется дешевле.

В любом случае раскошелиться придется. Но взамен вы получаете определенные гарантии безопасности вашего автомобиля. Стопроцентную гарантию, конечно, вам не даст и страховой полис, но риск быть "конкретно кинутым" максимально снизит.

Александр ЛАСТОВСКИЙ, специальный корреспондент службы информации УИОС МВД.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter