Маргарита Криницына

Актеры советского кино
В воскресенье на канале ТВЦ в 10.40 смотрите советскую комедию «За двумя зайцами»

После окончания в 1955 году ВГИКа неопытная, но амбициозная актриса получила распределение в Московский театр киноактера. Удачная карьера для провинциалки. И в 1959 году Маргарита Криницына, уезжая за мужем из Москвы в Киев, была уверена, что вскорости они обязательно вернутся обратно. А как же! Ее супруг — бывший фронтовик, востребованный и талантливый сценарист Евгений Оноприенко (между прочим, автор сценария «В бой идут одни «старики») — сможет легко реализовать себя и на столичных киностудиях. Мегаполис — всегда шанс для актера изменить судьбу. Но опытные говорят: если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Судьба народной артистки Украины Маргариты Криницыной — тому подтверждение.

В Киеве молодые кинематографисты получили тринадцатиметровую комнату в коммуналке. Это был дом киношников, многие из них тоже учились во ВГИКе. Соседями Криницыной и Оноприенко были Вадим Ильенко, Анатолий Буковский, Сурен Шахназян, Сергей Параджанов.

И там же одна из любимых советских комедий «За двумя зайцами» обернулась роковым фактом в судьбе исполнительницы центральной роли. Единственная главная роль Прони Прокоповны не только прославила, но и, как считала актриса, погубила ее. Кинорежиссеры видели в Криницыной исключительно комедийную актрису с уродливой гримасой, курносым носом и нескладной фигурой.

Черт возьми, как живуч штамп мещанки Прони Прокоповны!

В воспоминаниях Маргариты Васильевны нашла строки: «Знаменитая я не проснулась, наоборот, удрученная. Дочка сказала: «Мам, ты такая страшная!» Муж возмущался: «Это надо было себя так изуродовать!» — и старался больше этот фильм не смотреть».

Говорят, очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. В 1961 году на площадку киевской студии актрису привел случай. «На украинской студии подошел ко мне в коридоре Виктор Михайлович Иванов (режиссер картины. — Прим. автора) и попросил меня подыграть батькам — Сиркам и самому Яковченку в украинской комедии «За двома зайцями». Собрала я все свои возможности и пошла шпарить «суржиком» народным».

Снимали ту самую сцену, в которой героиня переодевает родителей перед приходом Голохвастова: «Папа, одягнить галстука! А вы, мама, снимайте этот мещанский платок и одягайте чепчика!» Криницына почти не волновалась, знала, что ей — русской по национальности — не дадут сыграть украинку. Поэтому в кадре смотрелась органично и естественно, а главное — безумно смешно. Особенно «смачно смотрелся» сломанный передний зуб: накануне актриса неудачно грызла орехи. Фильм и правда лучший пример экранизации классического литературного произведения Михаила Старицкого. Картина стала не просто культовой — она оказалась поистине бессмертной.

На пробах актриса познакомилась с Олегом Борисовым — в фильме он сыграл Свирида Петровича Голохвастова, они подружились надолго. Кто–то даже подметил, что актеры часто общались на людях на «суржике». Однажды Борисов составил ей протеже в театр имени Л.Украинки, когда Криницына маялась в Киеве без работы. Но тогда актрису не взяли в труппу, сказав: «Мы вгиковцев не берем». Было время, когда остро ощущалось деление актеров на театральных и киношных. Почему? А в некоторых московских театрах было даже нормой не отпускать актеров на съемки...

Родилась актриса в небольшом городке Свердловской области в 1932 году. По отцу — русская. А мама — то ли мадьярка, то ли арийка. Неизвестно. Детство Маргариты Васильевны прошло под жутким психологическим прессингом. Когда родители актрисы развелись, трое детей остались жить с отцом. Ее мать в порыве сразу же уехала на Урал, к своим родителям. Рите было 12 лет, когда она бежала за поездом, в котором навсегда уезжала ее мать. Бежала и кричала до тех пор, пока не потеряла сознание...

Инициатором развода был отец Риты — военный человек, капитан. История банальна: он встретил молодую интересную женщину, у которой по определению врачей не могло быть детей. Влюбился. Детей забрал в свою новую семью. Наверное, бывшие супруги имели тайный уговор и некие устные обязательства друг перед другом, поскольку советского офицера за «аморалку», к счастью, не посадили и не разжаловали.

Жизнь с мачехой у детей складывалась по–разному, чаще худо. «Она никогда нас не любила. К тому же по натуре оказалась страшной истеричкой. Сколько лет я на свете прожила, сколько всего повидала, но более сумасшедшей особы не встречала», — вспоминала Криницына. Правда, со временем Маргарита Васильевна узнала историю мачехи: женщина была «из очень богатой семьи, которая сдавала в аренду целый жилой квартал. Революция отобрала у них все, а семью расстреляли под корень». Отмечу, что, став взрослой, актриса встречалась с отцом и навещала мать.

Пишут, что комедийный талант достался Маргарите в наследство от бабушки. Необразованная женщина из небольшого уральского поселка берегла семейный очаг и ласкала внуков. Дети почитали ее и считали настоящей «комедианткой», она умела находить что–то веселое в их тяжелой жизни.

Рите с детства нравилось копировать взрослых, устраивать веселые розыгрыши. Во ВГИК она приехала из Молдавии, отца перевели на службу в город Бельцы. В институте рассмешила всю приемную комиссию: петь не умела, но пела, танцевать не умела — танцевала. Живых классиков советского кинематографа ее непосредственность, конечно же, сразила.

Впрочем, Криницыну зачислили не только во Всесоюзный институт кинематографии, но и в Вахтанговское училище, замечу, одно из прославленных театральных училищ СССР. Но, как мы уже знаем, Маргарита Васильевна предпочла кино. И на протяжении всей жизни она сожалела о неиспользованной возможности стать театральной актрисой. О своих студенческих годах актриса вспоминала: «Я жила в общежитии на Яузе, под Москвой. На занятия мы ездили электричкой. Правда, на первом курсе во ВГИКе еще не было своего общежития, поэтому нам снимали хаты в пригороде. В малюсенькой комнатке нас жило шесть девушек! Мебели — почти никакой. Железные кровати да тумбочки».

По большому счету, ярко ворвавшись на большой экран, Криницына осталась заложницей одной роли. Одного образа. «Приклеив ярлык «комедийной актрисы», мне будто вынесли приговор», — вспоминала Криницына. Больших ролей у нее, увы, не случилось. Все дальнейшие роли у Маргариты Васильевны были хоть и в очень популярных фильмах, но все как одна эпизодическими: «Рожденная революцией», «Будни уголовного розыска», «Зеленый фургон»...

В 1999 году на Андреевском спуске в Киеве торжественно был открыт памятник. Героев фильма «За двумя зайцами» Проню и Свирида Голохвастова увенчали в бронзе на месте основного события — напротив известной Андреевской церкви. На торжественном открытии актриса выступила с короткой речью на своем любимом «суржике». Она пожелала, чтобы все молодые пары обязательно приходили к памятнику и клялись: «И жених громко скаже невесте и усим присутним: «Хай мене болячка скрутит, якщо брешу», а потом хай молодая скаже: «Иду я за вас не за ваши магазины и мерседесы, а по любови». Пишут, что у подножия памятника всегда лежат живые цветы.

В последние 10 лет актриса долго болела: сахарный диабет, отказали ноги, случилось два инсульта. Почти семь лет за ней ухаживала младшая родная сестра, которая специально приехала в Киев. Умерла 10 октября 2005 года в больнице.

Подробности

Ставка у Криницыной была 13 рублей 50 копеек за съемочный день. Потом директор повысил ставку до 18 рублей. А после окончания съемок она получила премию — 400 рублей. «Для меня это были огромные деньги, — вспоминала Маргарита Васильевна. — Накупила дочке немецких мягких игрушек».

Цитаты из фильма

Умный! Aж страшно.

А, вот де я вас надыбала!

— Химеон, проси.

— Шо просить?

— Паныча зови, гадюка!

— Тю, так бы сразу и сказали.

Химка! Бегить до конкурентив!

Мы это что–то одно, а вы что–то совсем другое.

Такой бриллиант — в таком навозе...

Бонжур вам в вашей хате.

Барышня лягли и просют!

Мой нижайший поклон тому... Кто в этом дому...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter