Почему матери убивают своих детей и можно ли было их спасти?

Мамы у опасной черты

Эти новости всегда не только шокируют, но и выбивают из колеи. Только мы оправились после жутких подробностей последних часов жизни трехлетнего малыша, мама которого напоила вином и сбросила с 12-го этажа, как снова холодящие кровь происшествия. В конце мая в Полоцке в мусорном контейнере обнаружили бездыханное тело младенца, в начале июня в здании общежития № 4 БГТУ в мусоропроводе нашли новую жертву — новорожденного в пакете. Недавно в Барановичах дворник наткнулся на мертвого мальчика. Почему матери убивают своих детей и можно ли было их спасти?



Оксане 26 лет, а выглядит на 16. Хрупкая фигурка, обтянутая кружевным платьицем, из-под которого отчетливо выглядывает животик. Она на 3-м месяце беременности. Оксана только с виду нежный цветок, внутри — все давно покрылось шипами. Детства у девочки не было: вечно пьяные родители, бабушка заменила мать. Первая любовь оказалось миражом. Он оставил ее с маленьким ребенком на руках. Идти в квартиру к маме и папе было нельзя: разве малышу место в притоне? Она знакомится с новым мужчиной...

С Андреем все начиналось хорошо, пока в один момент тот не сказал: «Уходи». Уже потом она узнает: он выгнал ее с ребенком, чтобы встретиться с другой. Мексиканские страсти? Нет, суровая правда. Даже после этого дикого поступка Оксана простила Андрея: ей так хотелось, чтобы у Катеньки был папа, пусть и неродной. Женщина решила войти в ту же реку дважды. Не получилось. Сейчас у трехлетней малышки нет отца, зато скоро будет сестричка.

Оксана держит на руках трехлетнюю Катеньку, легонько водит рукой по ее мягким волосам: «Вы представляете, что значит молодой матери остаться без крыши над головой, без средств. Я продавала свои платья, чтобы  купить ребенку лекарство. Шила куклы  и отдавала их за гроши. Бывало, не ела, падала в голодные обмороки, чтобы хоть несколько раз в неделю дать ей мясо. У меня начала «ехать крыша», когда не за что было купить Катюше колготки. Помню, доставала телефонную книжку, где были записаны номера людей, которые могли дать в долг. Водила пальцем по записям и рыдала. Но ни разу у меня и мысли не было что-то сделать с ребенком, боже упаси».

С Оксаной я познакомилась в социальном центре «Счастливый малыш». Здесь ей предоставили временное жилье. Ирина Шмак, руководитель центра, говорит, что в критической ситуации некоторые женщины начинают воспринимать ребенка, как проблему, от которой нужно избавиться. Важно, чтобы в этот момент кто-то отвлек маму от опасных мыслей и поддержал. Причем не только на словах, но и на деле. Ирина Шмак приобнимает всеобщую любимицу, пятимесячную Доминику: «Наша цель — профилактика социального сиротства среди детей раннего возраста. Не дать мамам с нелегкими судьбами оступиться. Помогаем несовершеннолетним, матерям до 35 лет, беременным. За время действия проекта оказали помощь 129 женщинам и 246 ребятишкам. У нас что ни ситуация, то драма». 



Взять хотя бы историю очаровательной Доминики. У маленькой девочки юная мама: Алесе всего 17. Она воспитывалась в приемной семье. Материнской ласки не знала. Пошла учиться и буквально сразу забеременела. Теперь у нее грудная дочь на руках и статус бездомной: в общежитии при колледже жить с малышкой нельзя. Как сироте, ей обязаны предоставить жилье до 23 лет, но точных сроков никто не называет. Теперь она живет в социальном центре.

В Минске таких временных приютов всего три (один — государственный, два — общественных объединений). Но их сеть динамично развивается по всей стране. Чаще всего алгоритм таков: женщину заселяют в уютную квартиру со всей необходимой мебелью и техникой, помогают продуктами, оказывают психологическую и правовую помощь.

Например, в общественно-благотворительном объединении «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля» рассказали, что у них даже сформирован банк детских вещей, игрушек и колясок.

И все-таки как снизить смертность новорожденных от рук собственных матерей? «Уж точно не абортами или стерилизацией асоциальных женщин. Здесь нужны и глобальные, и локальные меры, — старший преподаватель кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования» Лариса Мартынова начинает загибать пальцы. — Во-первых, необходима информационная кампания о видах помощи женщинам в кризисной ситуации. Во-вторых, нужен социальный патронаж, а также программы социализации женщин из группы риска. 

В-третьих, надо повышать статус отца, ответственность мужчины за судьбу женщины и детей. Понятно, профилактическая работа с молодежью важна. Я, кроме психологического доабортного консультирования, провожу занятия с девушками по профилактике абортов и формированию психологической готовности к материнству. В прошлом году около 800 старшеклассниц и студентов побывали на занятиях».

Хорошо, если бы у нас появились и так называемые беби-боксы, высказывает свое мнение Ирина Шмак. Содержать их дорого, но если бы они спасли 1—2 жизни, это уже результат. Кстати, ближайший к нам беби-бокс — в Прибалтике. Далековато. Но в странах, где этот проект запустили, наблюдается четкая закономерность: снижается количество убийств новорожденных. 

По данным прошлого года, почти 21 тысяча детей находились в социально опасном положении. Все они — в потенциальной группе риска. Главное, не отворачиваться от этих семей, а протянуть им руку помощи. Чтобы не расстраиваться потом от жутких сюжетов в новостной ленте.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марина Артеменко, заместитель начальника отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты: 

— Система поддержки семьи начинает действовать еще до рождения ребенка и включает в себя бесплатное комплексное медицинское обслуживание во время беременности, а также оплачиваемый отпуск по беременности и родам. Чтобы рождение ребенка было желанным, работают службы планирования семьи, в женских консультациях медицинские психологи беседуют с женщинами, которые находятся в кризисной ситуации, связанной с беременностью или рождением ребенка, введено обязательное предабортное консультирование. Но, предположим, женщина с маленьким ребенком на руках оказалась в трудной жизненной ситуации, ей не на кого рассчитывать в своем ближайшем окружении. К сожалению, далеко не все знают, какую социальную помощь им может оказать государство. Действует система государственных пособий: назначается 11 видов  их  при рождении и воспитании детей. Единовременное пособие в связи с рождением составляет 14,7 миллиона рублей при рождении первого ребенка и 20,6 миллиона рублей — при рождении второго и последующих детей, что покрывает расходы семьи на первоочередные нужды новорожденного. Ежемесячно до исполнения ребенку 3 лет выплачивается пособие по уходу за ним.

Семьи с низким уровнем дохода дополнительно имеют право на государственную адресную социальную помощь — это единовременное или ежемесячное социальное пособие, бесплатное питание детям до 2 лет жизни. К слову, около 30 тысяч детей получали такое питание в прошлом году.

Помимо материальной помощи семьям, которые находятся в непростой жизненной ситуации, предоставляется широкий комплекс социальных услуг. По программам социального обслуживания определены категории семей, которые могут бесплатно воспользоваться услугами няни. Например, если женщина воспитывает одна ребенка-инвалида до 4 лет, она может обратиться за помощью социальной няни. Если ребенок-инвалид старше 4 лет — есть возможность воспользоваться услугой «социальная передышка».

Более того, в стране открыты 104 кризисные комнаты при ТЦСОН, которые предоставляют услуги временного приюта.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter