Около 700 предметов поступило за год в фонды Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Мамонт, мебель и иконы

Выставка «Музейный предмет» для Гомельского дворцово-паркового ансамбля — проект традиционный. Уже почти 15 лет это своеобразный отчет для посетителей о новинках, поступивших в музейное собрание. Получается довольно пестрый набор — от археологии до современной живописи, но за каждым предметом стоит необычная история, а над многими пришлось поколдовать реставраторам.

Жернов с могилы

Организаторы объединили все предметы в один интерьер: получился то ли музей-лаборатория XIX века, то ли частное собрание дворянской усадьбы. Куратор выставки и заведующая научно-фондовым отделом Татьяна Зыгмантович предлагает начать экскурсию с самого загадочного предмета коллекции:

— Это надгробная плита-жернов с сохранившимися фрагментами надписи на иврите. Ее принес нам житель деревни Поколюбичи под Гомелем. С помощью жернова мололи зерно, но когда он стал выполнять хозяйственную функцию, сейчас сказать сложно. Точно известно, что до этого камень был надгробной плитой на еврейской могиле конца XIX — начала XX века. С помощью гомельского переводчика Олега Лисовского нам удалось восстановить фрагментарно сохранившуюся надпись: «Тут похоронена женщина цельная». Это значит без грехов и плохих качеств.

Татьяна Зыгмантович

Местные жители приносили и другие неожиданные находки, к примеру, зуб мамонта, найденный в строительном песке. Кости предплечья бизона из озера Отолово передала областная организация ОСВОД, а бедренную кость мамонта, когда-то обнаруженную в котловане под строительство дома в Гомеле, — местный коллекционер.

Нас, конечно, интересует судьба еще одного свежего поступления. Летом из реки Беседь под Светиловичами Ветковского района выловили череп мамонта! Водолазы МЧС обнаружили его при плановых работах по очистке дна. За последние 126 лет это всего третий подобный случай. Но пока ценную находку на выставке увидеть нельзя, объясняет Татьяна Зыгмантович:

— Череп мамонта готовится к экспонированию. Когда его достали из воды, он попал в другую среду. Чтобы он не разрушался, его нужно было срочно законсервировать. Сейчас его обрабатывают специальным раствором, и открою тайну: для его экспонирования закупают специализированное оборудование. Кстати, уже известно, что это череп самца, ему было 54—55 лет, когда он ­погиб.

Как восстановить историю

Над восстановлением мебельного гарнитура из красного дерева, который относится к XIX веку и когда-то хранился в одной гомельской семье, реставраторам пришлось потрудиться.

— Когда работаешь с такими предметами, важно использовать те же технологии, по которым создавалась мебель, и такие же материалы, желательно выдержанные, — объясняет заведующий отделом реставрации Николай Фей— Поэтому мы сохраняем коллекцию материалов, те же кусочки красного дерева, которые однажды могут понадобиться при реставрации.

Задача реставраторов не обновить предмет, а сохранить все в максимально аутеничном виде. Например, внутрь сидений вложили оригинальную морскую траву, которую еще до «поролонового» века использовали для мягкости. А вот ткань для обивки пришлось искать современную — гобеленовый шелк. Полотно подобрали в тон сохранившимся обрывкам с учетом качества плетения.


 
Реставратор Евгения Фей работала над другими экспонатами выставки — парными картинами, когда-то хранившимися в семье гомельских старообрядцев:

— Это очень редкая техника выполнения живописи маслом по дереву. Сохранились картины удивительно хорошо, мы только снимали загрязнения. Очистку пришлось проводить углубленную — специальным составом, в который входит даже очищенное льняное масло.

Гораздо дольше пришлось поработать с четырехчастной иконой. Дерево, закрепленное на двух шпонках, от времени высохло, деформировалось, выгнулось и треснуло. К реставраторам попали фактически две отдельные доски. Семья Фей совместными усилиями ювелирно склеила и очистила икону, некоторые повреждения удалось заделать.

Бескорыстные дары

— Если говорить о путях появления новых экспонатов, то в большинстве случаев нам их приносят в дар, — рассказывает главный хранитель фондов Татьяна Шода— Есть самые разные предметы, некоторым, что называется, нужно полежать, и через какое-то время они станут настоящей исторической ценностью.

Татьяна Шода

Комплекс работ художника Вениамина Сипера передали его родственники, современную живопись приобрел сам музей, медали времен Великой Отечественной войны изъяла на границе Гомельская таможня. Постилку мастерицы Татьяны Титовой сотрудники музея привезли из экспедиции в Буда-Кошелевский район. Довольно редкую советскую фарфоровую статуэтку «Хозяйка Медной горы» в прошлом году подарила жительница Гомеля. Экземпляром журнала «Столица и усадьба» поделился минский коллекционер Андрей Федосов — давний друг дворца. В номере размещена статья искусствоведа Георгия Лукомского, который накануне Первой мировой войны посетил Гомель и остался в восторге от дворца Румянцевых и Паскевичей.

— Когда-то черно-белая копия этой статьи хранилась у нас в фондах, — говорит Татьяна Шода. — Мне особенно нравится мысль автора о том, что эту красоту и величие в таком же виде должен сохранить новый владелец гомельской усадьбы. Именно эту задачу и выполняет сегодня наш музей.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter