Маленький да удаленький

Что мешает развитию малого бизнеса в стране?

Что мешает развитию малого бизнеса в стране?

Малый бизнес выходит на новую ступень своего развития. Даже банкиры начинают поглядывать на него с совершенно иным выражением лица: если еще год назад при кредитовании этого сектора экономики они демонстрировали инертность, то сегодня готовы предоставить им ссуды и кредиты на более выгодных условиях. И немудрено — в нынешних экономических условиях именно предприятия малого и среднего бизнеса стали проявлять недюжинную выносливость, а главное — мобильность. «Малышам» куда проще подстраиваться под бурное течение экономики, нежели крупным флагманам.

Как указывает глава Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский, развитие МСБ позволяет говорить о хорошей динамике. В 2008 г. удельный вес этого сектора экономики составил в ВВП 9,3 %, при этом «малыши» общей сложностью произвели 8,5 % от общего объема промышленного производства страны. «Среди заслуг малого бизнеса — около 20 % реализованных в рознице товаров, около 17 % от общего объема внешней торговли, удельный вес выручки от реализации товаров и услуг составил около 21 % и вырос с 2007 г. на 2,5 %», — говорит Александр Лихачевский. Специалист подчеркивает: число малых предприятий в Беларуси за 2006—2008 гг. возросло более чем в 1,5 раза и на начало 2009 г. превысило отметку в 62 тыс. человек. Количество индивидуальных предпринимателей за этот же период увеличилось на 11 % и достигло почти 216 тыс. Как отмечают в Департаменте по предпринимательству, средняя численность работников на малых предприятиях составила около 535 тыс. человек.

Впрочем, в гору идет не только количественная составляющая. Улучшаются и качественные характеристики функционирования сектора МСБ. Одно из главных новшеств — Указ главы государства № 255, который направлен на систематизацию подходов в части оказания финансовой поддержки малому предпринимательству за счет республиканского и местных бюджетов. Но специалисты уверяют: без дополнительных мер по либерализации условий осуществления экономической деятельности не обойтись. К примеру, как отмечают в Совете по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, задача превращения малого и среднего бизнеса в реальный фактор поступательного социально-экономического развития страны требует дальнейшего совершенствования как системы управления и приватизации государственной собственности, так и организационно-правовых механизмов имущественной поддержки малых и средних предприятий.

В стране сегодня насчитывается немало неиспользуемого или неэффективно используемого госимущества, оборот которого осуществляется недостаточно оперативно. По результатам инвентаризации, проведенной в 2007 г., было выявлено 12,8 тыс. неиспользуемых объектов государственной собственности общей площадью более 2,8 млн. кв.м. Однако, как показывает практика, ключевой причиной того, что предприниматели не столь активно скупают эти «недострои», стал тот факт, что стоимость отчуждаемых объектов в большинстве случаев неадекватна их техническому состоянию и для начинающих предпринимателей является неподъемной. Низкий спрос на практически бесплатные объекты обусловлен бюрократической сложностью и трудоемкостью процедуры отчуждения. Ведь в соответствии с порядком подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в госсобственности, покупателю или инвестору совместно с продавцом необходимо представить пакет документов, подготовка которых занимает 8—10 месяцев. А если нет технического паспорта объекта, этот срок может составить и более двух лет. При этом получение согласований государственных органов не гарантирует совершения сделки.

В этих условиях большинство субъектов малого и среднего предпринимательства вынуждены арендовать помещения для бизнеса. Однако, как отмечают в Совете по развитию предпринимательства, болевыми точками действующего в стране механизма реализации арендных отношений является установление ставок арендной платы в евро, а также их высокий уровень. «Формирование арендной платы в евро в условиях жесткой ценовой конкуренции на рынке товаров и услуг ведет к вымыванию оборотных средств у арендаторов, росту их неплатежей и убытков. Расходы на аренду помещения стали одной из самых ощутимых статей затрат у субъектов малого бизнеса», — считают в Совете по развитию предпринимательства.

В целях совершенствования системы управления и приватизации госсобственности Совет предлагает осуществить выработку критериев и предельных показателей оценки эффективности использования основных фондов, закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также определить правовые возможности изъятия и реформирования имущества коммунальных и республиканских унитарных предприятий, не обеспечивающих достижение предельных показателей эффективности его использования. При этом специалисты указывают на зарубежный опыт: в Казахстане еще 12 лет назад была проведена инвентаризация неиспользуемых производственных объектов и площадей, офисных помещений на госпредприятиях и в организациях с госдолей в уставном капитале. В течение трех месяцев объекты выставлялись на продажу через тендер субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью. При этом предусматривалась возможность их продажи в рассрочку со сроком погашения три года.

Специалисты уверяют: без совершенствования механизмов приватизации и отчуждения имущества в вопросах либерализации экономики не обойтись. В частности, сегодня все чаще звучат предложения начать продажу объектов через аукцион без объявления цены — в отношении неликвидного имущества, реализовать которое не удалось иными предусмотренными действующим законодательством способами по причине отсутствия спроса, а также осуществить допуск к солидарному участию в аукционах по по продаже объектов нескольких лиц на стороне покупателя. Предоставление субъектам МСБ права выкупа по остаточной стоимости имущества, арендуемого ими в течение трех и более лет для осуществления производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, — жизненно необходимо последним.

Малые предприятия сегодня настаивают на совершенствовании механизма арендных отношений посредством невзимания арендной платы в течение периода проведения согласованных с арендодателем проектных и ремонт-ных работ в помещениях, переданных в аренду для реализации конкретных инвестиционных проектов. Звучат предложения по установлению для производственных предприятий МСБ порядка формирования ставок арендной платы исходя из остаточной стоимости арендуемого объекта, нормативного срока его службы и среднего уровня рентабельности. Существуют предложения исключить в отношении этих предприятий выделение непроизводственных и смешанных помещений с применением для них дифференцированных ставок арендной платы и внедрить экспертную оценку сдаваемых в аренду или приватизируемых помещений, прежде всего имеющих высокий физический и моральный износ.

Впрочем, «крыша над головой» — делеко не единственный повод для головной боли малого бизнеса. Совет по развитию предпринимательства отмечает необходимость совершенствования организационно-правовых механизмов имущественной поддержки субъектов МСП. «В стране нужно создавать благоприятные организационно-правовые и экономические условия для существенного роста числа специализированных объектов, ориентированных на поддержку и развитие малого бизнеса, а также научно-технических и инновационных центров», — говорят в структуре. Для этого следует активизировать практику создания технопарков и бизнес-инкубаторов. Подобные центры коллективного пользования и внедрения технологий давно стали одним из наиболее популярных направлений поддержки малого бизнеса в развитых странах. Обычно под опекой инкубатора предприятия находятся 2-3 года, затем начинается их самостоятельная деятельность. В настоящее время в США до 87 % предприятий — «выпускников» инкубаторов остаются в бизнесе и продолжают стабильно развиваться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter