Знаком хорошего белорусского кино стала одна анимация

Маленькие шедевры большой анимации

Есть в производстве нашей киностудии то, что по–настоящему восхищает. Это анимация.
Есть в производстве нашей киностудии то, что по–настоящему восхищает. Это анимация. Если несколькими годами раньше знаком хорошего белорусского кино была документалистика и анимация, то теперь, похоже, остается только последняя. Минувший год именно это и подтвердил. Как известно, современная анимация давно переросла границы фильмов «о ребятах и зверятах». Этот вид искусства на своем языке может говорить на самые серьезные темы. Во «взрослой» анимации важно сохранить ту долю детской непосредственности, которая позволяет все самое серьезное увидеть как будто заново, по–детски пережив удивление и радость. Любая история в хорошем анимационном кино, независимо от того, кому она предназначается, рассказывается просто, наивно и бесхитростно, как рассказывал бы ребенок. В таких фильмах сохраняется необходимый баланс детского и взрослого, мудрого и простого, изысканного и незатейливого.

«Рондо-каприччиозо».

Именно так рассказана история Фредерика Шопена в фильме «Сказки старого пианино. Фредерик Шопен» (реж. Ирина Кодюкова, совместное производство «Беларусьфильма» и российской анимационной студии «Мир»). Это фильм не столько о композиторе–классике, сколько о человеке, который «горевал, лежал в постели, говорил, что он простыл». О человеке, который за несколько минут экранного времени стал ближе и понятнее настолько, как если бы вы сами присутствовали вместе с ним на ужине в компании Жорж Санд и ее детей. Присутствовали и видели, как порхает бабочка над свечой во время рассказа Шопена о своем детстве и юности, как известная писательница под звуки чарующей музыки своего возлюбленного хлопочет на кухне, как резвятся дети с домашними любимцами под аккомпанемент небезызвестного «Собачьего вальса», тоже написанного Шопеном. Как знать, может, источником вдохновения великого автора были самые что ни на есть простые житейские сюжеты?! Как источником самой жизни может быть все то же «простое человеческое счастье». В минуты такого счастья и посвятили нас авторы фильма. «Фредерик Шопен» вошел в список номинантов на кинопремию «Золотой орел».

Эффектом наивности, легкости и открытости впечатляет фильм «Рондо–каприччиозо» (реж. Игорь Волчек). В одной сельской семье все бытовые подробности вполне узнаваемы: играющие дети, отягощенная многочисленными заботами неспокойная хозяйка, выезжающий в поле на тракторе хозяин, кудахтающие куры, мычащая корова. Но самое главное скрыто за сиюминутной повседневностью. Бытовой сюжет проецируется на миф, который не зря называется вечным. Мужичонка Антось, улучив свободную минуту, украдкой прячется в сарайчике, где мастерит заветные крылья. История деревенского Икара заканчивается как и принято — полетом к солнцу. А фильм — репродукцией известной картины Брейгеля «Падение Икара». «Рондо–каприччиозо» на Международном фестивале анимационных фильмов в Хиросиме был признан одним из лучших фильмов мира. Неуловимо теплое, узнаваемо нелепое и милое есть и в фильме «Про вола» (дебют режиссера Евгения Надточия). В содержании мудрой сказки о старике и трех сыновьях открывается многоголосье тем, когда угадываются не только ноты народных мотивов, но и мелодии высокой симфонии, чувствуется не только витиеватость притчи, но и пафос эпических сказаний. Сочетание безыскусной простоты и изысканной стильности дает искомый результат, когда за кажущейся детскостью просматриваются очень взрослые смыслы.

В этих разных фильмах есть общее: в них есть то человеческое начало, которое и называется «живая душа». Собственно, то, что и соответствует смыслу понятия «анима».

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 31 (24661). Среда, 18 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter