Маленькие острова в большой игре

О саммите стран Азиатско–Тихоокеанского региона

Хиллари Клинтон — в Азии. Планово. На саммите стран Азиатско–Тихоокеанского региона, который проходит во Владивостоке, она будет замещать президента Барака Обаму. Но до Владивостока миссис Клинтон еще много где побывала: сначала на островах Кука, где прошел форум тихоокеанских островов (группа из 16 независимых самоуправляемых островов, разбросанных на просторах Тихого океана), потом в Индонезии, Китае, Брунее и Восточном Тиморе. За годы существования форума госсекретарь США приехала сюда впервые, обычно Вашингтон довольствовался отправкой не самых значительных в своей внешней политике фигур. А тут — сама Клинтон! Да еще с делегацией в 60 человек (на острове Раротонга, где проходило заседание, всего 11 тысяч жителей). С чего бы это? Ответ только один: не «для чего», а «против кого» — Китай в этом регионе все активнее.


Для Китая Азиатско–Тихоокеанский регион свой, родной, даже два моря — Южно–Китайское и Восточно–Китайское — его именем названы. Поэтому и относится к этому региону Пекин соответственно, считая, что здесь может господствовать только одна супердержава и это, конечно, не географически далекие Соединенные Штаты. Хотя у Вашингтона на этот счет, само собой, другое мнение. В Азиатско–Тихоокеанском регионе у него есть преданные союзники — Япония, Южная Корея, Австралия, но еще больше стран, которые хотят играть на противоречиях между гигантами и иметь поддержку одного против другого.


Пекин обвиняет США в посылке «неверных сигналов» в отношении ситуации в Южно–Китайском море (на острова, шельф вокруг которых потенциально богат нефтью и газом, претендует несколько государств, включая КНР), а Соединенные Штаты высказывают озабоченность по поводу «наращивания военной мощи» Китая. В этой связи эксперты из Поднебесной рассматривают вояж госпожи Клинтон как, во–первых, не самый дружественный, а во–вторых, как попытку сдерживания роста китайского влияния в регионе — политического и военного. «Мы хотим, чтобы Китай в этом регионе действовал честно и прозрачно», — заявляет госсекретарь США. В ответ Пекин отменил ранее запланированную встречу Х.Клинтон с заместителем Председателя (а в ближайшей перспективе — с Председателем КНР) Си Цзиньпином. Без объяснения причин (по крайней мере, прессе их не объяснили).


В политике маленький не всегда синоним незначительного. Небольшие острова в Тихом океане оказались в перекрестье китайско–американского соперничества. Пекин с ними давно заигрывает, но в международных вопросах они исторически на стороне Вашингтона. У которого в последнее время так много своих больших проблем, что маленькие острова могли бы остаться совсем без внимания, не будь угрозы того, что роль Большого брата, поднадоевшую США и вытягивающую из них немалые ресурсы, готов взять на себя Китай — с удовольствием. У Китая есть на это деньги. За последние 7 лет экономическая помощь Пекина малым государствам Тихого океана превысила 600 млн. долларов США, и это серьезный аргумент в пользу дружбы. На островах Кука госпоже Клинтон показали построенные на китайские деньги суд и штаб–квартиру полиции, на других островах эти деньги (как правило, безвозвратные) идут на строительство зданий парламента, аэропортов, дорог, больниц, покупку автомобилей для чиновников и организацию языковых курсов. Как вы думаете, какой язык на таких курсах изучают? Правильно — китайский. И как будут относиться к Китаю местные чиновники, с комфортом устраиваясь в личном служебном автомобиле? Опять угадали. Так что госпоже Клинтон нужно искать действительно весомые аргументы, рассказывая о преимуществах дружбы с Вашингтоном. И, нужно отдать ей должное, она такие аргументы предъявила. 32 млн. долларов на новые американские программы для региона — обеспечение устойчивого развития, борьбу с изменениями климата и охрану морских ресурсов, оказавшихся под угрозой из–за неконтролируемого рыболовства. Но у китайцев денег и программ все равно больше — посмотрим, чья возьмет.


Многие эксперты как внутри Китая, так и за его пределами рассматривают нынешний визит Хиллари Клинтон в Азию как прощальный. Она уже заявляла, что уйдет со своего поста даже в случае переизбрания Барака Обамы на новый срок. Один из основных итогов ее деятельности — то, что Азия оказалась в центре внешней политики Вашингтона, по крайней мере, в последние два года. Результат — усиливающееся недоверие и соперничество между США и Китаем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter