«Маленькая Вера» 25 лет спустя

Ровно четверть века назад на экраны Союза вышел дебютный фильм молодого режиссера Василия Пичула...

Ровно четверть века назад, в марте 1988 года, на экраны Союза вышел дебютный фильм молодого режиссера Василия Пичула «Маленькая Вера», снятый им в своем родном городе Жданове (ныне Мариуполь). Ясное дело, никому из местных жителей тогда и в голову не могло прийти, что на их глазах рождается последний культовый фильм советской эпохи. И один из самых скандальных для той поры.


Жданов для съемок выбрала жена


Время тогда было сложное, перестроечное, потому появление съемочной группы из Москвы в украинской глубинке горожан абсолютно не впечатлило. Киношников и заметили-то не сразу, поскольку не было в сценарии «Маленькой Веры» ни шумных батальных сцен, ни диковинных декораций и костюмов. Снимали фильм в самой обычной обшарпанной пятиэтажке, каковых в городе сотни, а сам Вася Пичул – 26-летний скромняга, сын рабочего и швеи – совершенно не смахивал на столичного режиссера.


При этом более подходящий город для съемок, пожалуй, трудно было найти не только на Украине, но и на всей территории СССР. Как и требовалось по сценарию, Жданов был настоящим «городом контрастов», где необычным образом сочетались мягкий шум морского прибоя и резкие заводские гудки, свежий бриз и смог меткомбинатов, беззаботные курортники и черные от копоти работяги. Типичная для Жданова картинка: отдыхать на пляж народ запросто ехал на КаМАЗе.


Интересно, что оценил все эти прелести украинской провинции отнюдь не местный уроженец Вася Пичул. Приехавшая как-то в гости к его родителям жена режиссера Мария Хмелик была просто ошарашена увиденным в городе. Она-то как раз и настояла на том, что снимать картину следует только в Жданове! А поскольку деньги для съемок раздобыл отец Марии, Александр Хмелик – в то время зам. главного редактора киностудии им. М. Горького, – вопрос этот был быстро решен и обсуждению не подлежал.


Драка была самая натуральная


Увы, за четверть века в Мариуполе не произошло особых изменений. Разве что с площадей города поубирали памятники Жданову, а из парковых аллей – портреты партийных боссов. Не претерпела особых изменений и хрущевка на окраине города, на улице Ломизова, 15, одна из квартир которой стала главной съемочной площадкой фильма. Киношники взяли ее в аренду по сходной цене.


Застать хозяев этой знаменитой теперь квартиры практически невозможно. Соседи говорят, что они живут на две страны: муж – россиянин, жена – украинка, потому супруги постоянно в движении. Но и кроме них здесь остались люди, которые помнят в мельчайших подробностях, как проходили съемки «Маленькой Веры».


– Я всех артистов видела, как вас сейчас! Все такие молодые, красивые, – делится местная жительница Зоя Радченко. – Вот в этом месте, помнится, стояла беседка, а там проезжал паровоз. Киношники постоянно у кого-то из жильцов брали всякую посуду, а у меня как-то раз одолжили будильник.


Самую большую массовку в фильме собрала сцена на городской дискотеке, где происходит выяснение отношений между районами «стенка на стенку». Эту танцплощадку горожане до сих пор называют «клеткой». Мариупольцу Геннадию Ливенцову посчастливилось поучаствовать в этом эпизоде.


– Будущих участников кинопотасовки отбирали на специальном кастинге и каждому посулили три рубля за съемки, – рассказывает Геннадий. – Однако вышло так, что парни, которые схлестнулись в киношной драке, представляли реально враждующие районы «Город» и «Новоселовка». И драка у нас получилась очень натуральная, и эпизод отсняли быстро. Когда же режиссер скомандовал «стоп», мы все были так заведены, что просто не могли остановиться. Утихомирить драку удалось только милиционерам. Однако вместо того, чтобы выстроиться в очередь за честно заработанными гонорарами, «актеры» по привычке бросились врассыпную.


Негода отрывалась, а Соколов кайфовал


Надо сказать, в группе Василия Пичула собрались не просто актеры-дебютанты, а настоящие мажоры! Про отца Марии Хмелик мы уже знаем, лучшую подругу Веры в фильме сыграла дочь Олега Табакова Александра, а сама Наталья Негода – Вера – тоже была на слуху, поскольку в то время переживала бурный роман с Михаилом Ефремовым.


Поселились киношники в центральной гостинице Жданова «Спартак». Заведение, типичное для той поры: гнутые алюминиевые вилки в буфете, горячая вода по часам, застиранные до дыр простыни.


Негода в свободное от съемок время откровенно маялась. Василий Пичул потом рассказал, как однажды она на пару с Сашей Табаковой пропала на три дня. В город как раз приехал с гастролями «Ленком», и девочки не удержались – замутили с коллегами многодневную вечеринку. Исполнитель роли другого главного героя фильма – Андрей Соколов – с теплотой вспоминает время, проведенное в Жданове. Пляж, красивые барышни, арбузы и домашнее вино – ну просто рай, а не работа!..


Цифры и факты


В СССР фильм посмотрели почти 55 млн. зрителей. Это последнее кино в Советском Союзе, собравшее аудиторию более 50 млн.


Фильм шел в прокате и в США и собрал там 1,2 млн. долл.


Картина взяла целый букет статусных наград: специальный приз на МКФ в Монреале, призы за женскую роль на МКФ в Чикаго и на фестивале молодых актеров в Женеве, премия «Феликс» за сценарий, главный приз на МКФ дебютов в Анже.


После славы


Как сложились судьбы актеров


Наталья Негода (Вера). Фильм принес главной героине бешеную популярность и многочисленные премии различных кинофестивалей, ее признали лучшей актрисой 1988 года и секс-символом десятилетия. В начале 1990-х она эмигрировала в США и вышла там замуж за россиянина, но в конце концов вернулась в Москву. Изредка снимается в кино.


Андрей Соколов (Сергей). Через два года после выхода фильма окончил вечернее отделение Института иностранных языков, а потом сосредоточился на актерской карьере. Признался, что «Маленькая Вера» для него чем-то культовым не стала, но помогла приобрести популярность и востребованность.


Людмила Зайцева (мама Веры). После фильма почти перестала сниматься в кино. Во время выборов 1996 года стала доверенным лицом Геннадия Зюганова, ездила агитировать за него по всей стране. Была замужем за сценаристом и кинорежиссером Геннадием Ворониным, с которым прожила почти 50 лет. Овдовела два года назад.


Юрий Назаров (отец Веры).


– Фильм, конечно, прогремел. Я сыграл более чем в двухстах фильмах, а для зрителей по-прежнему «папа Веры», – рассказал нам народный артист России. – Это один из немногих моих фильмов, за который нас хвалят, но и ругают на чем свет стоит. К сожалению, нашей картине недостает ответа на ключевой вопрос: а жить-то как? Впечатление, что кругом стадо и всё на уровне животных инстинктов...


Владимир Андриевский.

 

Фото автора и из к/ф «Маленькая Вера»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter