Мал помидор, да дорог. Почему?

Почему белорусский  тепличный помидор  продолжает оставаться дорогим удовольствием?

Почему белорусский  тепличный помидор, как и другая продукция, выращенная в парниках, несмотря на новации, заимствованные за рубежом, продолжает оставаться дорогим удовольствием? С этим вопросом обозреватель «Р» обратился к почетному профессору Белорусского государственного аграрного технического университета академику НАН Беларуси Леониду Герасимовичу – известному специалисту в области тепличного овощеводства.

— Леонид Степанович, прежде всего хотелось бы узнать, не сдались ли под натиском зарубежных конкурентов отечественные исследователи, призванные обеспечивать научное сопровождение отрасли? Ведь не случайно же в вашем университете недавно прекратил существование Научно-практический центр по тепличному овощеводству, который вы возглавляли.

— Что касается НПЦ, то его действительно уже нет, но он лишь трансформировался в более динамичную структуру – лабораторию энергосберерегающих биопродукционных процессов тепличного овощеводства, научным руководителем которой я являюсь. И это говорит о том, что отечественная наука не теряет надежды заинтересовать нашего производителя овощей конкурентоспособными разработками. Хотя, в принципе, ситуация за последние годы, увы, не изменилась, и тепличные комбинаты по-прежнему предпочитают использовать дорогие зарубежные технологии. При этом высокие затраты их не смущают, так как за счет покупателя и государства возвращаются любые издержки. Показательно, что такую же позицию занимает и Минсельхозпрод, который перестал финансировать это научное направление лет пять назад. Но мы научились зарабатывать самостоятельно, участвуя в других программах, например, Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований.

Сейчас мы ведем исследования, целью которых будет замена импортной минеральной ваты, используемой в теплицах в качестве субстрата, на отечественные материалы. Сегодня гектар такой «почвы» стоит 10–12 тысяч долларов, и используется она только один сезон. Мало того, есть еще и большая проблема с ее утилизацией. А перлит, аглопорит или керамзит, которые предлагаем мы, будут обходиться в 800 долларов и прослужат 4–5 лет. Затем они могут быть использованы по прямому назначению – в строительстве. Надо ли говорить, как такая замена повлияет на цену конечной продукции?

— Но как вы собираетесь внедриться со своими субстратами в технологический цикл зарубежной фирмы? Поставив белорусскому тепличному комбинату технологию, она осуществляет и авторский надзор. То есть не допускает никакой самодеятельности. В конце концов, в условиях контракта оговорены и регулярные поставки в Беларусь минеральной ваты, выгодные для зарубежного производителя. А вы его хотите этих денег лишить.

— Мы это прекрасно понимаем. Тем более что речь идет не только о замене субстрата. Ведь у нашего материала совсем другая влагоемкость и гигроскопичность, поэтому и режим полива, состав питательной смеси должны быть другими. Стало быть, изменения коснутся и компьютерной программы. Все это мы отрабатываем на своем опытном участке тепличного комбината «Озерицкий Агро» в Смолевичском районе. Когда же результат будет достигнут, он начнет агитировать сам за себя и заставит тепличные хозяйства диктовать зарубежным поставщикам свою волю. Во всяком случае, мы на это надеемся.

— Но почему зарубежные поставщики не вносят изменения в технологию сами? Эффект вроде бы очевиден.

— А зачем им это делать? У них есть отлаженный производственный цикл и не выработавшее ресурс оборудование. Поэтому технологии вчерашнего дня, поставляемые на экспорт, им поддерживать выгодно. У себя же дома они имеют кое-что получше. Не случайно ведь в Голландии с квадратного метра теплицы получают за сезон 60–80 килограммов томатов, а у нас с использованием вроде бы такой же технологии – 35–50. Во многом это преимущество достигается и за счет более современного компьютерного управления технологическими процессами и микроклиматом. В наших же хозяйствах многие регулировки зачастую проводятся вручную.

— Наша наука может предложить что-либо в этой области?

— Мы как раз сейчас работаем над системой адаптивного управления ростом и плодоношением сельскохозяйственных культур, которая будет «опрашивать» растения и в зависимости от их самочувствия автоматически предлагать оптимальный температурный и влажностный режим. Ночью, например, за счет этого можно поддерживать более суровый микроклимат, а днем – более комфортный. Расчеты показывают, что за счет этого можно выиграть до 20 процентов экономии энергоресурсов. И это тоже будет способствовать снижению цены продукции. Такую систему мы готовы протестировать в лабораторных условиях уже этой весной, а летом перенесем опыты на нашу базу в «Озерицком».

— Вы единственный в стране академик в области аграрной энергетики и, надо полагать, резервы энергоэффективности обнаруживаете не только в тепличном овощеводстве?

— Да. Например, в рамках Государственной научно-технической программы «Энергобезопасность» наш творческий коллектив совместно с НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства разрабатывает методологию энергобезопасности и комплексного энергообеспечения агрогородков. Дело в том, что агрогородок – специфический объект, где высокие государственные социальные стандарты диктуют необходимость иметь хорошее энергоснабжение не только производственной, но и социально-культурной и хозяйственно-бытовой сферы. В то же время эти ресурсы нужно и экономить. В проектах застройки и обустройства агрогородков, которые реализуются сегодня, такой подход не предусмотрен, поэтому мы корректируем принципы энергообеспечения. То есть в зависимости от характера производства и других местных условий предлагаем дополнять энергосистему биогазовыми установками, мини-ГЭС или когенерационными мини-ТЭЦ, что позволит использовать энергоносители из разных источников. Благодаря этому от снижения капитальных затрат уже на стадии проектирования можно получить 15–35 процентов экономии, по сравнению с тем, что закладывается сегодня в проект. Кроме того, при эксплуатации таких систем можно до 40 процентов снизить затраты за счет оптимизации энергоресурсов, включая местные возобновляемые и вторичные.

— Леонид Степанович, позвольте поздравить вас с 70-летием и пожелать, чтобы аграрная энергетика еще долго подпитывалась вашей  энергией и талантом!

— Спасибо! Рассчитываю, что «Рэспублiка» будет и дальше популяризировать научное творчество в области аграрной энергетики.

На снимке: в теплицах УКАП «Фирмы «Днепр».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter