О фильме Вуди Аллена "Магия лунного света"

Магия иллюзии

Не посмотреть фильм Вуди Аллена на большом экране означает некую потерю, невозможность обладания которой не дает покоя долгое время. Он относится к той категории режиссеров, которые подтверждают изначальную природу кино: быть правдой и великой иллюзией одновременно. (В «Пурпурной розе Каира» этот образ воплощен буквально: иллюзия оборачивается реальностью.)

Никогда невозможно понять, из чего, «из какого сора» создается его уникальная кинопоэзия. Фабулы его картин иллюзорно сказочны, герои повествований напоминают то полуреальных мечтателей–романтиков, то обаятельных интеллектуалов–неврастеников. Дамы невероятно изысканны, обольстительны, умны и авантюрны, а мужчины элегантны, достойны, остроумны и доверчивы. Тем не менее в каждой его новой как будто ничего не имеющей к узнаваемой реальности картине есть нечто такое, что приближает нас к жизни, что позволяет почувствовать ее животворные токи, а себя сильнее и комфортнее. В таланте этой мегазвезды современного киномира есть нечто от мистической тайны древних алхимиков. Он только ему понятным способом смешивает на удивление простые сюжеты, притягательное очарование лучших актеров мира, до мелочей продуманные интерьеры, потрясающие пейзажи, а еще благородный цвет, мягкий свет, чарующие мелодии — и чудо, которым безоглядно наслаждаешься и в которое по–настоящему веришь.

Магия иллюзии


Вуди Аллен давно слывет американским интеллектуалом с душой европейца. В его жизни был период тонких, остроумных комедий по–американски, а с 2000–х годов наступило время чувственных фильмов по–европейски. Эти фильмы отмечены особыми ритмами, неповторимой атмосферой, сквозь иллюзорную пелену которой всегда просматриваются серьезные культурные коды. Он — мастер гипертрофированной мифологизации. Наверное, поэтому у него был самый драматичный Лондон («Матч–пойнт»), самый импрессионистский Париж («Полночь в Париже»), самая беспечная Барселона («Вики Кристина Барселона»), самый романтический Рим («Римские приключения»). Лазурный Берег в новом фильме Вуди Аллена «Магия лунного света» как будто специально создан для того, чтобы сполна ощутить дивный аромат прибрежной природы, утонуть в модерновой роскоши вилл, насладиться чудным состоянием неги и радости, разлитых в каждом уголке французской Ривьеры. А еще для того, чтобы безоглядно погрузиться в атмосферу чувственной игры, где есть место остроумию, философским рассуждениям, мудрым наблюдениям и, конечно же, любви.

Магия иллюзии


Слово «магия» имеет принципиально важный смысл. Волшебную магическую привлекательность передает буквально все — пейзажи, интерьеры, костюмы, диалоги героев, музыка. Магический эффект рождается на глазах зрителя, превращая сюжет, похожий на сущий пустяк, в пиршество для глаз, слуха, интеллекта. Наконец, магические фокусы — двигатель всего повествования. Как в мастерски исполненных фокусах, так и в фильме Аллена невозможно распознать, как «подручный» материал превращается в золото настоящего искусства. История фокусника (Колин Ферт), которого друг пригласил в родовое семейство, чтобы распутать чары и вывести на чистую воду шарлатанку–ясновидящую (Эмма Стоун), cодержит много скрытых смыслов: верить в предопределенность жизни или допустить считывание тайных знаков, усматривая движение «ментальных волн», позволяющих соединять разные миры и делать наше знание более объемным; многолетняя дружба, скрывающая рифы зависти и предательства; тотальное недоверие к тому, что невозможно потрогать, и безрассудная доверчивость чепухе; знание себя и обнаружение в себе того неожиданного, к чему никогда невозможно быть готовым. Этот фильм — своеобразная обманка: с виду прекрасный пустячок, а внутри — настоящая философия игры, где иллюзия и правда иногда меняются местами. Как, собственно, и бывает в жизни каждого из нас.

Магия иллюзии


«Магия...» 78–летнего мастера наполнена духом молодости и озорства. Сам Вуди Аллен считает, что у него много работы, потому как главного, быть может, еще и не сказал. Пусть это будет магической правдой.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия №198 (24579). Четверг, 16 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter