Третья ветка Минского метро скоро вырастет еще на три станции — пока в южном направлении

Магистрали красивого завтра

О возможностях и удобстве этого вида транспорта можно говорить бесконечно. Метро было и остается самым популярным среди пассажиров всего мира. Открытия новых станций ждут с нетерпением, а в белорусской столице сегодня особенно жители недавно выросшего Минск-Мира и давно обжитой Курасовщины. Мы побывали на станциях метро «Аэродромная», «Неморшанский Сад» и «Слуцкий Гостинец», которые должны открыться уже в этом году.

Дотянуться до небес

Первая по степени готовности на сегодня — станция «­Аэродромная». Работы на ней завершены уже на 90 %, говорит заместитель начальника участка тоннельного отряда № 1 Павел Фатеев:

— Смонтированы эскалаторы, почти все строительно-монтажные работы на поверхности закончены. Осталось благо­устроить павильоны, подключить некоторую электрику, облицевать лифт стеклом. На платформе ведутся отделочные работы — покраска стен и сводов. Большая часть материалов и оборудования как на этой, так и на других станциях — ­отечественного производства. Те же лифты и эскалаторы — белорусские. А металлокерамика для облицовки колонн — российская.

По словам специалиста, эта станция хоть и не самая глубокая в столице, зато она единственная, где на всех четырех входах установлены эскалаторы. Кроме того, построена переходная подземная галерея со станции прямо к торговому центру.

— Когда мы только начинали работу в 2019 году, здесь не было никаких застроек, — вспоминает Павел Фатеев. — Никаких внештатных ситуаций тоже не возникало. Оставалось только бетонное покрытие от старого аэродрома, но и его демонтировали к нашему приезду.

Главный специалист отдела проектирования строительных конструкций и архитектуры «Минскметропроекта» Сергей Букато рассказывает о концепции проекта станции «Аэродромная»:

— Первоначально планировалось стилизовать ее под салон самолета, но архитекторы ушли от этой тематики и за основу выбрали небо, воздух, простор. Зона прохода пассажиров и лифт будут облицованы стеклом. Светильники на платформе, несложные по своей форме и конструкции, расположены на разных уровнях — это усиливает эффект открытого пространства. Над ними располагаются четыре полосы с зеркальной поверхностью, которые имитируют след от пролетевшего самолета. На станции много света, а по завершении работ его будет еще больше, все должно блестеть и отражаться. В кассовом зале установлен потолок с подвесными белыми алюминиевыми панелями. Их центральные части как бы разрываются, а между ними вставлены светильники — создается эффект перистых облаков. Колонны будут облицованы металлокерамикой небесного цвета.

В перспективе на «Аэродромной» запланирована пересадка на четвертую линию. Под платформой установлены конструкции, которые позволят осуществить примыкание и переход на другую станцию. Они скрыты. При строительстве кольцевого метрополитена участки платформы, закрытые плитами, демонтируют, а в центре перрона появятся лестницы и вертикальный подъемник.

Все в сад!

Следующая станция — «Неморшанский Сад». Она расположена на пересечении улиц Кижеватова и Осиповичской. Рядом — Больница скорой медицинской помощи. Входы на станцию, помимо лестничных маршей, будут оборудованы лифтами и эскалаторами.

«Неморшанский Сад» готов на 70 %, но начальник участка № 3 СМУ-1 УП «Минскметрострой» Алексей Жилин констатирует, что ввод в эксплуатацию в этом году пройдет по плану. Оказавшись на площадке, убеждаешься: здесь действительно кипит работа — успеют.

— Строительство железобетонных конструкций на самой станции полностью закончено, ведутся строительно-монтажные работы по устройству входа № 1, — делится Алексей Жилин. — Продолжаются архитектурно-отделочные, электромонтажные, сантехнические работы, наладка оборудования. Прокладываются коммуникации, монтируются системы пожаротушения, кондиционирования и автоматизации. Внутри укладываем гранит, керамогранит, плитку. Устанавливаются эскалаторы. Закреплены направляющие, чтобы оформить колонны в виде стволов деревьев с кронами.

Концепция, на которой остановились архитекторы, призвана создать впечатление присутствия в саду.

— Нам пришлось исправлять некоторые нюансы уже в процессе строительства, — отмечает Сергей Букато. — Например, светильники на визуализации располагаются по линии, при установке их «разбросают» в произвольном порядке по всей плоскости потолка. Это поможет создать эффект зеленой кроны. Колонны на станции будут облицованы металлокерамическими белыми панелями, наверху установят «капители», имитирующие ветви, упирающиеся в потолок.


Тема природных мотивов выражается через зеленые тона. Например, в таком цвете будут декоративные решетки, которые закроют вентиляционные воздуховоды и отопительные зоны с калориферами. А вот «стволы»-колонны останутся белыми.

Игра света и форм

Примерно на 70 % оценивается и готовность станции «Слуцкий Гостинец». Ее сооружение началось в 2018 году с инженерной подготовки и перекладки сетей, а основные строительно-монтажные работы пришлись на 2020-й. Осталось выполнить монтаж основного оборудования, вентиляционного кондиционирования, а также системы дымоудаления и водоотведения, рассказывает начальник участка Роман Щербань:

— Эта станция одностороннего типа, два входа с одной стороны будут ориентированы на пассажиропоток со Слуцкой трассы. Станция колонного типа. На входах установлены лифты, а также лифт на платформу из кассового зала.

Главный специалист отдела проектирования Сергей Александрович объясняет:

— На визуальной картинке видны белые точки на потолке — это выступающие полусферы алюминиевых панелей. На сегодня часть потолка уже смонтирована. Снизу предусмотрена декоративная подсветка. Основное освещение станции будет достигаться за счет крайних светильников по всей длине платформы. Здесь перекликаются игра света и геометрия потолка…

И все же проектом предусмотрено место для какого-либо монументального или художественного произведения (как на «Грушевке» для гигантской половинки груши). Но это оставлено на усмотрение городских властей и управление метрополитена. Данный вариант — законченное архитектурное решение.

СПРАВКА «НГ»

Минский метрополитен открылся 29 июня 1984 года — так что в этом году ему исполнится 40 лет.

Сегодня Минский метрополитен насчитывает 33 станции с 55 вестибюлями. По Генеральному плану Минский метрополитен будет состоять из четырех линий общей протяженностью 87,9 км и насчитывать 64 станции.

Инвентарный парк Минского метрополитена составляет 390 вагонов, или 79 составов. Подвижной состав столичного метро состоит из четырех- и пятивагонных составов российского производства ОАО «Метровагонмаш» и ЗАО «Вагонмаш», а также имеет 10 составов типа Stadler.


prolyuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter