М.Горький NEW - предвестник хиппизма

Театральная публика твердо усвоила: спектакли Валентины Ереньковой надо смотреть.
Театральная публика твердо усвоила: спектакли Валентины Ереньковой надо смотреть. Их можно назвать странными, даже эпатажными. Но режиссер не только не стесняется своей непохожести, а скорее, наоборот, педалирует ее. Она приглашает зрителя не столько в мир драматурга, сколько в свой собственный. А там! Конечно же, царит любовь, звучит музыка и обитают диковинные существа. В недавнем прошлом ее нынешняя премьера заслужила бы суровой оценки: "Вы только посмотрите, что она вытворяет с Горьким!" И в самом деле, жанр спектакля по пьесе Максима Горького "Чудаки", который можно будет увидеть на сцене Русского театра, определяется весьма легкомысленно. "Правдивая, музыкально-эротическая история". Ну, конечно, ведь Еренькова не может ни без музыки, ни без эротики. Музыку к "Чудакам" написал современный композитор и нежный супруг Алексей Ереньков. А что до эротики, то тут обещаны чудеса. Еренькова так и говорит: "В видеоряде спектакля заложен сюрприз. Нечто доселе невиданное. Возможно, это покажется кому-то слишком смелым решением. Но я не стану раскрывать карты до премьеры. Позвольте женщине поинтриговать. Скажу лишь, что мы намеренно добивались такого эффекта, чтобы у зрителей перехватывало дыхание".

Для вящей интриги я тоже приложу к делу свою руку. Одну из ролей в спектакле исполняет жемчужина Русского Сергей Чекерес. Со времен дебюта у Ереньковой в "Папе, папе..." он возмужал и, кажется, вполне уверился в своей неотразимости. На вопрос: "Как вам играется в новом спектакле?" - звезда, томно опустив ресницы, отвечает, входя в образ, в своей фирменной манере делать большие паузы между фразами: "Я писатель. Талантлив. Мне интересно, чем все закончится. Я рассчитываю на чудо. Не меньше". Еще одна хулиганская деталь: костюмы для спектакля шьет культовый дизайнер Иван Айплатов. А он, как известно, тоже большой чудак.

Максим Горький не ставился в одноименном театре около десяти лет. Это наполняет премьеру особым, торжественным звучанием. Даже несмотря на то, что Еренькова смыла с наследия классика всю революционную красноту. Пьеса "Чудаки" написана в 1910 году. Она рассказывает о модном увлечении тогдашней интеллигенции босячеством. Когда в знак протеста против обыденности жизни творческие натуры искали новые, более искренние формы самовыражения. Режиссер полушутя утверждает, что босячество - это предвестник хиппизма. Но главная мысль спектакля все же не в этом. Суть "Чудаков" Еренькова разглядела в том, что людей всегда волнуют одни и те же проблемы. В этом смысле очень показательно сегодня звучат диалоги, написанные автором почти 100 лет назад. Они не только гармонично ложатся на наши реалии, но и содержат даже некие политические параллели. Что, впрочем, и должно быть свойственно классическому произведению.

Тема "Чудаков" должна тронуть зрителей. Эта пьеса о том, как живущие бок о бок бывают равнодушны друг к другу. Мы так часто скупимся на нежность. Проходим мимо. И только расставшись, ощущаем острую нехватку тепла. И мучительное одиночество. Отчего бы людям не восхищаться друг другом каждую секунду бытия? В общем, все в таком духе. Не без юмора и философского поиска.

Дружно улыбаясь, авторы спектакля заманивали меня обещаниями, что 25 мая в Русском театре разорвется "бомба". И напрасно. Шедевров этой теплой компании я и так не пропускаю.

До встречи в театрах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter