Люди, как правило, друг друга заслуживают

О производственных травмах Вполне вероятно, что с 1 января следующего года в Беларуси вступит в силу закон об обязательном медицинском страховании - от несчастных случаев на производстве и на случай возникновения профессиональных заболеваний.
О производственных травмах

Вполне вероятно, что с 1 января следующего года в Беларуси вступит в силу закон об обязательном медицинском страховании - от несчастных случаев на производстве и на случай возникновения профессиональных заболеваний. Но может получиться, что отечественная медицина окажется к этому не готовой. По крайней мере, такой вывод можно сделать из утвержденного в апреле этого года положения Минздрава о службе профессиональной патологии...

Хотя принятое положение и преследует благие цели - разработку и осуществление мер по развитию и совершенствованию службы профессиональной патологии, обеспечение специализированной лечебно-профилактической помощью экономически активного населения страны, - "инструменты" для достижения этих целей... вчерашнего дня. По одной простой причине - за рамками документа остались два значимых учреждения, которые могли бы наиболее эффективно заниматься проблемами профессиональных заболеваний. Речь идет о сравнительно недавно открытом в Гомеле Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека и диспансере (еще недавно НИИ) экологической и профессиональной патологии в Могилеве. Если говорить о Гомеле, то здесь еще, может, и не так много наработок, связанных с профессиональной патологией. Однако этого не скажешь о могилевской клинике - есть и специалисты, и опыт. Но ни то ни другое, похоже, пока не востребовано. А зря. Неумолимые цифры статистики свидетельствуют: в последнее время в Могилевской области наблюдается рост числа профессиональных заболеваний. За весь прошлый год в регионе зарегистрировано 30 случаев - ровно в два раза больше, чем в 2001 году. Тенденция, согласитесь, тревожная. Особо острая ситуация на Могилевском автозаводе - здесь за год зарегистрировано 15 случаев профзаболеваний.

Допускаю, что случаев заболеваний, связанных с вредными условиями труда, гораздо больше. Но, по словам главного профпатолога области Сергея Коваленко, руководство предприятий порой... запрещает медикам переступать порог фабрик и заводов. Бывало, что после визита на то или иное предприятие дома у врача раздавались телефонные звонки с угрозами... Понятно, что никому не хочется показывать неблагополучную динамику заболеваний. Это с одной стороны.

С другой же, если будет установлено, что болезнь человека напрямую связана с исполнением им своих производственных обязанностей, придется платить компенсацию, которая может вылиться в немалые суммы. А предприятию порой достаточно тяжело найти такие деньги. Так что администрацию понять можно. Но не стоит сбрасывать со счетов (что гораздо важнее экономических интересов и амбиций отдельно взятого завода) 2,5 миллиона человек в стране, относящихся к экономически активному населению. Это те, кому пока чисто теоретически, но может понадобиться помощь профпатологов.

В этой связи было бы логично воспользоваться знаниями и опытом специалистов из Могилева. Но пока это вряд ли может получиться. Еще год назад местный НИИ экологической и профессиональной патологии вообще находился под угрозой закрытия. Чтобы не потерять лечебное учреждение, властями области прорабатывался вопрос о создании на базе клиники областного кардиологического диспансера. Потом появилось новое решение Минздрава - реорганизовать НИИ в диспансер, занимающийся проблемами профессиональной патологии. Пока еще республиканского подчинения. Что и произошло недавно. Пациент клиники, быть может, и не заметит разницы. Но с изменением статуса из бывшего НИИ ушла наука. Значит, не стало возможности вести новые исследования. А жаль. Потому что у могилевских ученых, специализирующихся на профессиональных заболеваниях, были наработки не только медицинского, но и, если так можно выразиться, медико-экономического характера. Ученые, скажем, применительно к конкретно взятому предприятию могут назвать наиболее оптимальную сумму, которую нужно вложить в модернизацию вентиляционных систем, чтобы нормализовалась ситуация с состоянием здоровья работающих. В частных беседах доводилось слышать о планах - мол, есть задумка в конечном итоге передать диспансер области. Если это произойдет и уникальное медицинское учреждение окажется на местном бюджете, то о нормальном финансировании останется только мечтать. Значит, на многих годах работы можно будет поставить крест.

Если же с нового года вступит в действие закон об обязательном медицинском страховании - на случай профессиональных заболеваний, то Минздраву в срочном порядке понадобится структура, которая будет заниматься этими проблемами в практическом, научном и организационном плане. Можно, конечно, пойти по пути наибольшего сопротивления и начать создавать новую структуру. Но есть и иной вариант - воспользоваться тем, что есть. Можно объединить, например, республиканский научно-практический центр гигиены, имеющий мощнейшую базу в Минске и прекрасную лабораторию в Новополоцке, с могилевской клиникой. По словам главного врача диспансера экологической и профессиональной медицины Николая Кручинского, в этом случае может получиться "монстр" (в хорошем смысле этого слова), который сможет решить проблемы профессиональной патологии в стране. Причем затраты понадобятся минимальные.

Есть еще один аспект, на который стоит обратить внимание. С помощью диспансера можно привлечь инвестиции в медицину. Уже есть предложения от страховых компаний, готовых заключать договоры и направлять сюда рабочих для обследования и лечения. Понятно, что не бесплатно. Так что при разумном подходе можно не только решить проблемы медицины труда, но еще и заработать на этом...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter