Люди и списки

За славой хронический алкоголик К. никогда не гнался — она нашла его сама. Причем в самом неожиданном месте — у прилавка магазина...

За славой хронический алкоголик К. никогда не гнался — она нашла его сама. Причем в самом неожиданном месте — у прилавка магазина. Изумлению гражданина К. не было предела: в любимом винно–водочном отделе прямо со стены возле кассы на него мутными глазами взирал... он сам. Рядом красовались портреты закадычных друзей — таких же помятых и опухших...


— В начале года мы получили указание нашей прокуратуры передать в магазины района фотографии граждан, обязанных возмещать расходы государству на содержание детей, — рассказывает старший инспектор группы информации и общественных связей Первомайского РУВД Наталья Авласенко. — Теперь продавцы знают в лицо тех, кому запрещено продавать алкоголь. Вынужденная трезвость могла бы стать для злостных «должников» поводом наконец–то найти работу, а тех, кто уже стал на путь исправления, предостерегла бы от искушения выпить во время рабочего дня.


В продуктовом магазине «Русиничка» в центре Минска «групповая фотография» любителей выпить, лишенных родительских прав, красуется время от времени — продавцы вывешивают ее не каждый день.


— Сколько можно любоваться на этих бездельников, — объясняет заведующая магазином Татьяна Петрашевич. — Продавцы уже запомнили каждого в лицо, а вот у покупателей много вопросов возникает. К тому же по правилам торговли мы не имеем права не продать товар, если человек ведет себя адекватно и имеет при себе деньги. Так что такие плакаты, я думаю, носят скорее воспитательный характер: придет к нам такая «звезда районного масштаба», а мы вроде как должны взывать к его совести, мол, ты пьешь, а ребенка твоего государство воспитывает... Не думаю, что это наше дело.


Кстати, инициатива Первомайского района Минска — не единственная в стране попытка создать своеобразные «черные списки» тех, кому алкоголь продавать запрещено. Подобная практика существует в Поставском районе Витебской области.


— В списки попали граждане, ведущие асоциальный образ жизни, лица, обязанные возмещать государству расходы на содержание детей, и те, кто состоит на учете у нарколога с диагнозом хронический алкоголизм, — рассказывает начальник Поставского отдела внутренних дел Николай Довмант. — Списки составляют участковые совместно с врачами и работниками сельсоветов, затем бумаги распространяются по местным магазинам. Запрет работает исключительно на территории определенной деревни, никто не мешает человеку отправиться за пять — десять километров в соседний населенный пункт и купить спиртное там. За те три месяца, которые мы практикуем «черные списки», количество семейных скандалов в районе снизилось в два раза, а количество алкогольных психозов — в пять. Можно сделать вывод, что мера эта хотя и жесткая, но эффективная.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter