Любовные страсти в премьерном спектакле театра имени М. Горького «Анфиса» кружат зрителей, как ураган

Любовная лихорадка

В Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького состоялась премьера мелодрамы «Анфиса» по пьесе классика русской литературы, бунтаря, искателя непростых ответов на проклятые вопросы бытия Леонида Андреева — подлинной звезды Серебряного века. Личности притягательной и загадочной, только официально пытавшейся покончить жизнь самоубийством трижды. Надо обладать определенной смелостью и особыми режиссерскими амбициями, чтобы обратиться к его творчеству и не побояться сегодня, в «век TikTok», заглянуть в экзистенциальные глубины Леонида Андреева.


Что побеждает в человеке: дьявольское или божественное начало, быт или космос, и по каким причинам? Видимо, так можно сформулировать главный вопрос, занимавший писателя и драматурга.

В театрах к творчеству Андреева обращаются нечасто. Вспоминается «Анфиса» в постановке Галины Волчек в «Современнике» с Мариной Не­еловой в главной роли, «Рассказ о семи повешенных» в театре Олега Табакова, «Губернатор» Андрея Могучего в Большом драматическом театре, приуроченный к 100-летию Октябрьской революции.

«Анфису» в театре имени М. Горького поставила Валентина Еренькова, режиссер опытный и тонкий, неустанно ищущий черных кошек в темных комнатах даже тогда, когда их там нет. И это всегда вызывает уважение. В помощь ей постоянный соавтор — супруг и композитор Алексей Ереньков. Предыдущая работа тандема — «Горячее сердце» по Островскому в театре имени Я. Купалы — показала, что в классический материал они по-прежнему вносят прежде всего свое авторское видение. Решают классический материал через оригинальный синтез драматургии, музыки, пластики, всегда крайне эмоциональной актерской игры. Усложняют там, где можно было бы и не усложнять. Поэтому результат иногда может показаться крайне неожиданным.

Алексей и Валентина Ереньковы.
 
Нынешний премьерный спектакль можно было бы назвать «Три женщины и мужчина» (в свое время на «Беларусьфильме» снят фильм под таким названием с Ниной Усатовой и Евгенией Глушенко в главных ролях). В центре повествования любовный четырехугольник. Присяжный поверенный Федор Костомаров (Александр Гиренок) женат на интеллигентной и сдержанной Александре Павловне (Вероника Пляшкевич), ждущей ребенка, но еще со свадьбы Федор влюблен в ее старшую сестру — яркую и роковую Анфису (Ольга Здярская), а после интерес у него вызывает и младшая сестра Ниночка (студентка БГАИ Екатерина Гаврилова).

Распределение ролей в спектакле таково, что все три дамы — красавицы, и понять мятущуюся душу Федора довольно сложно. Больше всего на ум подходит что-то обывательское: с жиру бесится. Друзья дома — Татаринов (Сергей Жбанков), Розенталь, родители сестер — почти комическая чета Аносовых (Денис Немцов, Инна Савенкова) — в конце концов оказываются втянуты в скандал, разгорающийся во время одного из семейных обедов по случаю крестин. Ясно, что у этого рокового четырехугольника не будет хорошего финала… Мистическую нотку вносит в происходящее и молчащая до самого финала фигура Бабушки (Екатерина Шатрова). Атмосфера мистики и иррационального начала в доме, в котором нарушены все законы логики и морали, усилена сценографией Аллы Сорокиной и костюмами Татьяны Лисовенко.

Нынешней «Анфисе» надо отдать должное как изысканной театральной истории, идущей вразрез с сегодняшними мейнстримом и модой.


pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter