Любо, но дорого

Лицензирование сковывает экономическую инициативу.
Лицензирование сковывает экономическую инициативу.

Как гласит народная мудрость, обещанного три года ждут. Может, в чем-то медлительность и оправдана, однако когда речь идет о проблемах государственного масштаба, то как-то не с руки их на несколько лет затягивать. Тем паче, когда в стремлении что-либо усовершенствовать принимаются прямо противоположные решения. Взять, к примеру, пресловутое лицензирование. Обещали сократить лицензируемые виды деятельности с нескольких сотен до дюжины, а вводят новые. Как это понимать? Уж чьи интересы отстаивает правительственное постановление под благозвучным названием "О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров" - большая загадка.

Судите сами. Постановлением, подписанным 8 апреля, Совет Министров утвердил перечень товаров, экспорт и импорт которых должен осуществляться только по лицензиям Минторга. В черный список импортной номенклатуры попали инсектициды, фунгициды, гербициды, регуляторы роста растений и другие средства, то есть все те препараты, которые крестьяне и дачники покупают для своих садов и огородов. Согласно документу, отныне импортеры, прежде чем завезти этот товар, обязаны согласовать поставку в Минсельхозпроде, а потом оформить лицензию в Министерстве торговли. Выдача генеральной лицензии обойдется поставщику в 26 базовых величин (сегодня это 260.000 рублей), а сертификата регистрации контракта - в 17 базовых величин (170.000 рублей). В то же время нововведения не касаются "товаров, стоимость которых эквивалентна сумме, не превышающей 200 евро, ввозимых или вывозимых по разовым сделкам (предусматривающим экспорт или импорт одной партии товаров в течение одного календарного года)".

Что имели в виду разработчики документа, когда определяли исключения из правил, - неизвестно. Этот пункт не применим к тем, кто платит единый налог и торгует на рынках. Отследить у них стоимость, объем и количество партий просто невозможно. Но, наверное, именно этой категории предпринимателей и хотели сделать поблажку. Просто написали уж больно запутанно.

А теперь самое любопытное: как это постановление отражается на обычных потребителях, точнее - на толщине нашего кошелька. Для примера посмотрим, какова цена на 2-миллилитровую ампулу с децисом (препарат от колорадского жука) у торговца на рынке и в магазине.

Индивидуальный предприниматель покупает ампулу в России за 0,08 цента. С минимальными накладными расходами товар привозится в республику и реализуется с наценкой около 30 процентов. То есть цена на рынке для покупателей получается около 11 центов - это порядка 200 рублей. Если же за этот бизнес возьмется фирма, то ее затраты окажутся во много раз больше. Предположим, что изначальная цена та же - 0,08 цента. Оптовая надбавка фирмы - 20 процентов, 30 процентов накрутит магазин и плюс 20 процентов НДС. В итоге конечная цена как минимум 270 рублей.

Теперь, с принятием постановления, фирмам при формировании цены придется учитывать затраты на получение лицензии и сертификата - сегодня эта сумма равна 470 тысячам рублей плюс все сопутствующие "разрешительной" системе издержки. Вероятнее всего, ампула дециса, и так не слишком дешевая в госторговле, подорожает еще на десяток рублей. Выходит, нас вынуждают отдавать предпочтение рынкам, а не магазинам. Зачем?

Получить ответ в Минторге корреспонденту "СБ" не удалось. А в Минсельхозпроде, выслушав ситуацию, заявили, что, по их мнению, это "действительно не лучшее решение проблемы". У них своей работы более чем достаточно, а дополнительное согласование лицензий - лишняя головная боль. Причем абсолютно бесполезная и ничего, кроме ненужной беготни, не добавляющая.

Если следовать известной фразе, что закон есть закон и его нужно выполнять, то, бесспорно, исполнять постановление придется. Но все же хотелось бы знать, почему потребитель должен за это платить? И сколь долго этот актуальный вопрос будет "мариноваться" в правительственных кабинетах?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter