200-летие со дня рождения Михаила Лермонтова

Любим, но странною любовью

Когда юный Михаил Лермонтов, неловкий, щуплый, болезненный подросток, влюбленный в хорошенькую насмешницу Екатерину Сушкову, гостил в имении ее подруги, его как–то угостили булочками с опилками, специально испеченными по приказу вредных подружек. Все очень веселились, когда Миша, ничего не заподозрив, съел булочку...


Спустя годы гусар, богатый наследник и крамольный поэт Михаил Лермонтов жестоко отомстит насмешнице Екатерине, расстроив ее брак и выставив девицу своей отвергнутой поклонницей. Что ж, гений — отнюдь не ангел...


В этом году отмечается 200–летие великого поэта. И у меня впечатление, что юбилейный стол накрыли богато, но на нем слишком уж много булочек с опилками.


Собственно, юбилей любого классика — замечательный повод для самовыражения. Тут уж кто во что горазд: от фильмов и монографий до матрешек и маек с принтами. Люди любят — люди купят. А главное — сенсаций побольше!


Впрочем, поэт сам об этом позаботился, старательно разыгрывая «мрачного гения». Помните Тургенева: «В наружности Лермонтова было что–то зловещее и трагическое; какой–то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно–темных глаз». А эта манера стать в уголке во время шумного бала и сверлить «неподвижно–темными» глазами жертву? «Есть игра: осторожно войти, чтоб вниманье людей усыпить; и глазами добычу найти; и за ней незаметно следить» Александра Блока — это же именно о Лермонтове!


А что хотеть? Болезненный ребенок с тяжелым наследием... Его дед отравился, когда узнал, что к нему не придет любовница (по одной из версий, с ней поскандалила обманутая жена, по другой — вернулся собственный муж). Мать поэта, Мария Михайловна, умерла, когда ему не было и трех лет, бабушка — суровая крепостница, отец отстранен от воспитания. Да и отец был крут: обожающая его жена упрекнула за любовниц — по физиономии ей... Не важно, что бабушка души в Мишеньке не чаяла и в средствах никогда ему не отказывала. О расселине, которая проходит через сердце поэта, — это не для красного словца. А тут еще и кифоз — искривление позвоночника, и маленький рост, и хромота, и болезненное самолюбие, а душу разрывают страстные, невозможные строки... Гении никогда не бывают удобны. Потому и дают повод для «производства опилок».


Первый такой повод — сама дата рождения. В ней усматривают «зловещий рок». Летом 1914–го намечалось празднование 100–летия со дня рождения поэта — началась Первая мировая война. Спустя 27 лет готовились отметить 100–летие со дня его смерти — грянула Великая Отечественная. В 1964 году, на 150–летие Лермонтова, сняли Хрущева. На 150–летие со дня кончины — 1991 год, путч, опять не до празднований. Знак? В таком случае подобные знаки у всех, кто родился в 1814–м, 1864 и так далее годах. Логика ищущих мистику проста: «Откуда Лермонтов знал, что Земля и в ночи «спит в сияньи голубом»? Это ведь только из космоса видно». Значит, видел из космоса!


Следующая тема для измышлений — происхождение. Поэт утверждал, что его корни — из Шотландии, от легендарного барда Томаса Лермонта. Родоначальник русских Лермонтовых — поручик польской армии Георг Лермонт, который в 1613 году был взят в плен при захвате крепости Белая и перешел на службу к царю Михаилу Федоровичу. Несколько лет назад прошла информация, что британская компания Oxford Ancestor сделает анализ ДНК Лермонтова, дабы подтвердить его родство с шотландскими Лермонтами. Вот только о результатах этих расследований ничего не слышно.


У белорусов же свой интерес к родословной поэта — с ним в родстве состоит поэтесса Наталья Арсеньева, написавшая известное стихотворение «Магутны Божа».


Еще одна «злачная» тема — роковая дуэль. Была она у поэта не первой — «сам нарывался». Основные версии гибели: заговор, приведший к дуэли; хладнокровное убийство — дуэли вовсе не было; стрелял подкупленный казак; ну и — самоубийство. Один энтузиаст даже с помощью специально выписанного из Америки аппарата для введения себя в состояние «ясновидящего сна» (маска с мигающими внутри лампочками) заявил, что узрел, как Лермонтов сам просит Мартынова ранить его, чтобы иметь предлог уйти в отставку.

В общем, есть о чем писать, снимать фильмы и сериалы. Наша детективщица Ольга Тарасевич, например, написала книгу «Последняя тайна Лермонтова», сюжет которой построен вокруг рисунка поэта. А вот одна российская художница реально посвятила себя выискиванию в его набросках зашифрованных слов.


А для меня Михаил Лермонтов навсегда останется «трансцендентальным лириком», максималистом и романтиком, чьи стихи были так созвучны мне в юности и при всей мятежности и тоске помогали жить.

Интересные факты


Начало дуэлям западного образца в России положил поединок в Москве в 1666 году двух иностранных наемников — шотландца Патрика Гордона и англичанина майора Монтгомери. Один из предков Гордона, королевский адвокат, был женат на Маргарет Лермонт, которая, по мнению исследователей биографии Лермонтова, приходится ему родственницей.


Имя Лермонтова носят малая планета под номером 2222 и кратер на Меркурии.


В 1852 г. композитор А.Рубинштейн написал оперу «Месть» по мотивам поэмы Лермонтова, но ее рукопись утеряна.

Компетентно


Дмитрий Башкиров, доцент кафедры русской литературы БГУ:

— Автографы Лермонтова редки. Большинство рукописей оказалось после революции за рубежом, осело в частных коллекциях. Если находится автограф — это огромное событие. Но их, по–моему, уже лет тридцать никто не находил. Лермонтов как бы изучен еще до начала ХХ века, все основное вошло в «Лермонтовскую энциклопедию». Из недавнего вспомню книгу Аллы Марченко «Лермонтов». Что–то новое появляется, скажем, в изучении поэтики «Героя нашего времени». Или, например, не окончены споры о стихотворении «Прощай, немытая Россия», которое вроде бы Лермонтову не принадлежит. Вот что касается происхождения Лермонтова — тут, на мой взгляд, все однозначно. Его мать любила своего мужа, он был для нее кумиром, ради него на любые жертвы шла. Приписывать ей любовников — из разряда фантастики. Достаточно сравнить портреты: поэт очень похож на отца. Что касается дуэли, она была предсказуема. Стихотворение «Смерть поэта» ударило по всем болезненным точкам общества. Лермонтов свои эмоции не сдерживал, человек тонкий, язвительный, умел подмечать недостатки. К тому же не то чтобы хотел смерти, но как бы стремился к ней. Воевал совершенно дерзко, отважно. Притом — практически никаких наград. Он был неудобен. Но всегда будет актуален — потому что искренен и затрагивает самое сокровенное. Не зря его как–то назвали «очень древним поэтом» — он говорил о вещах архетипических, подсознательных, которые нами управляют, но мы не осознаем их в повседневности.

Мнения


Анна Бутырчик, заведующая кафедрой зарубежной литературы БГУ:


— Хотя некоторые считают, что Лермонтова можно читать лишь в 18 лет, это не так. Он тонко охарактеризовал болезнь своего времени, и не только своего.


Иван Чарота, заведующий кафедрой славянских литератур БГУ:


— Лермонтов — страшный поэт со страшным даром. У него явственно присутствует черная энергетика. Самое очевидное доказательство — «Демон» Врубеля, которого художник рисовал именно под влиянием поэмы. Надлом, боль, внутренний глубинный ужас — это свойственно самому Михаилу Юрьевичу. Сложная личность. В истории XIX века более противоречивого героя не было.


Алесь Емельянов–Шилович, поэт:


— Цi то ў вершах, паэмах, цi то ў аповесцях — ён не цярпеў маны i ўсяляк пазбягаў яе у жыццi i ў творах. А ганьбаванне i зневажанне паэта чыноўнiкамi i крытыкамi ёсць найлепшая адзнака ягонага талента.


Виктор Лупасин, поэт:


— У дзяцiнстве страшэнна любiў «Мцыры», таму што там сустракаецца барс. Мне паэму мама чытала. У прыблiзна той самы час ведаў напамяць «Барадзiно».


Наста Грищук, поэтесса, заведующая отделом критики газеты «Лiтаратура i мастацтва»:


— У школьныя гады i, магчыма, на золку студэнцтва Лермантаў захапляе, асаблiва натур уражлiвых. Хлопцаў прываблiвае бунтарскi дух, дзяўчат — трагiчная поза. Зрэшты, мяне нi творчасць Мiхаiла Юр’евiча, нi сама яго постаць нiколi моцна не вабiлi: калi любiш Iльфа i Пятрова, даволi цяжка ставiцца без iронii да вялiкiх пакутаў паэта, у якой бы форме яны нi выказвалiся. Пры гэтым я аддаю належнае змрочнаму хараству паэзii Лермантава i адчуваю сiмпатыю да яго славутага героя. Дарэчы, моладзь сёння захапляецца гэтым героем не меней, а мо i болей, чым у 1840 годзе, калi быў выдадзены «Герой нашего времени».


Ксения Шталенкова, писательница:


— Важнейшим достижением Михаила Юрьевича в литературе было создание неидеального героя — склонного к слабостям, как и все другие люди, но и с хорошими порывами. Все, как в жизни: несовершенно, но правдиво.


Виталь Рыжков, поэт:


— У 16 год на школьнай алiмпiядзе было заданне напiсаць водгук на лiтаратурны твор. Трапiўся верш М.Ю.Лермантава. Я ведаў, што напiсаны ён аўтарам быў нахуткую, у альбом, i найбольш муляла майму юнаму максiмалiстычнаму воку няслушна ўжытае рознаскланяльнае слова. Я ўяўляў сабе, як малады Мiхаiл Юр’евiч прыходзiць на раут, яго думкi так далёка ў гэты момант ад стварэння паэзii, але яго просяць напiсаць што–небудзь «на памяць», i будучы класiк рускай лiтаратуры пiша... Прыблiзна гэтак я i выказаўся. Кажуць, журы было абуранае. У вынiку я заняў чацвёртае месца. Так я i перадумаў атрымлiваць фiлалагiчную адукацыю.


rubleuskaja@sb.by


Советская Белоруссия №197 (24578). Среда, 15 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter