Львы и гондолы

На острове Лидо в полном разгаре 69-й Венецианский кинофестиваль

На острове Лидо в полном разгаре 69-й Венецианский кинофестиваль

Несмотря на некруглую цифру, фестиваль именуют юбилейным, потому что основан он был в 1932 году по инициативе Бенито Муссолини, и первое время даже в качестве главного приза вручали «Кубок Муссолини». С тех времен остался Дворец кинофестиваля – Palazzo del Casino, помпезный, основательный, напоминающий о временах тоталитаризма.

Киносмотр, наряду с выставками архитектуры и живописи, танцевальным и театральным фестивалями, проводится в рамках Венецианской биеннале, которую именуют Мострой. Называют этим именем и старейший кинофорум Европы. Главной приметой острова Лидо являются львы – на высоких постаментах они высятся повсюду.

Наши кинематографисты с самого первого фестиваля, на котором награду получил фильм Николая Экка «Путевка в жизнь», принимали активное участие в развитии Мостры – как в качестве номинантов, так и членов жюри. И увезли немало наград – кроме Александра Сокурова вспомним имена Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Звягинцева, Алексея Федорченко.

Открылся нынешний фестиваль экранизацией бестселлера пакистанского писателя Мохсина Хамида «Фундаменталист поневоле». Режиссер Мира Наир, в прошлом обладательница «Золотого льва» за фильм «Свадьба в сезон дождей», родом из Индии, но живет и работает в Америке. В своем фильме она рассказывает историю молодого пакистанского профессора, блестящего аналитика с Уолл-стрит, жизнь которого перевернули события 11 сентября. А основной конкурс открыла картина российского режиссера Кирилла Серебренникова «Измена». Затем, в первой половине фестиваля, были показаны фильмы самой разнообразной тематики: о студенческих беспорядках в Париже («Что-то в воздухе» Оливье Оссайяса), о власти реалити-шоу над современными людьми («Суперстар» Хавьера Джианолли), острая социальная драма о бедах итальянской семьи («Это был сын» Даниэле Чипри), о фермерских разборках («Любой ценой» Рамина Бахрани), о поисках любви и механизме измены (кроме Серебренникова в этой теме работает и загадочный американец Терренс Малик, To the Wonder – «К восхищению»), кровавый «Беспредел-2» Такеши Китано и такая же кровавая «Пьета» Ким Ки Дука.

Серьезной заявкой темы кризиса веры в современном обществе стала вторая часть трилогии австрийца Ульриха Зайдля «Рай: вера». Первая часть – «Рай: любовь» – была показана весной на Каннском фестивале и снискала бурные восторги зрителей. Кризиса веры в обществе коснулись и Лилиана Кавани в своей 25-минутной документальной ленте «Кларисса», и скандальный Поль Томас Андерсон в «Мастере».

В «Измене» Серебренникова, с актерами Франческой Петри и Деяном Лиличем, и в «К восхищению» Терренса Малика, с украинской актрисой Ольгой Куриленко и американцем Беном Аффлеком, режиссеры мучительно ищут очертания того, что называется любовью и изменой в человеческой жизни. Серебренников проявляет себя как жесткий аналитик, рассказывающий свою историю в духе экзистенциализма. Даже имен у его героев нет – они просто Он и Она. А Малик – настоящий поэт, романтик, влюбленный в свою героиню, балерину, кадры его фильма несут массу эмоций и значительны сами по себе.

В «Горизонтах», второй по значимости программе, где знакомят с экспериментами, на днях будет показан фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». А на показе, устроенном муниципалитетом Венеции, зрители увидели документальный фильм Татьяны Данильянц «Венеция на плаву», о тех, кто обслуживает транспортные артерии города. Поэт и режиссер из России снимает уже второй фильм, посвященный Венеции, – в картине «Сад, который скрыт» она рассказала о современной культуре Венеции.

В зале Гранде во внеконкурсной программе спецпроектов прошел полнометражный дебют питерского режиссера Любови Аркус «Антон тут рядом». Автор несколько лет снимала подростка, страдающего аутизмом. Жил он в интернате, потому что ни мать, ни отец, пребывая в разводе, не имели возможности взять его к себе. Съемочная группа фильма, и Любовь Аркус прежде всего, приняла активное участие в судьбе Антона, который благодаря их усилиям вернулся в социум и написал многостраничное сочинение про людей. Заканчивалось сочинение фразой: «Люди умеют летать». Любовь Аркус была потрясена этим фактом, она сняла очень личный фильм, в котором точку поставила сама жизнь. Автор фильма менялась вместе с Антоном, переживая все перипетии, и больной мальчик, почувствовав эту любовь, «укоренился» в жизни. В финале он остается с отцом, и жить они будут в доме, который в складчину подарили им авторы фильма.

Такое кино зовется «гуманизмом в действии», и, собственно, ради этого гуманизма существует на земле искусство.
*   *   *
В один день с фестивалем в  Венеции открылась 13-я архитектурная биеннале, тема которой в этом году – «Общее пространство».

«Золотого льва» – за дизайн городов, разрушенных цунами, получил японский павильон. Российский павильон получил специальный приз жюри за проекты иннограда «Сколково», хотя был единственным павильоном в этот день, к которому стояла очередь. И посмотреть было на что. На первом этаже рассказывалось о 37 российских наукоградах, а на втором – о проектах «Сколково».
*   *   *
Традиций в Венеции множество – так, во время Мостры, в первое воскресенье сентября, здесь прошла Историческая регата. Традиция берет свое начало в 1489 году. Тогда регата проводилась как часть Праздника моря – Festa delle mare. Как всегда, в этот день каналы города заполнились разноцветными лодками и гондолами, сделанными по образцам XIII века. Все участники облачились в исторические костюмы. Вначале прошел исторический парад от залива Святого Марка до Гранд-канала. Потом состоялись спортивные состязания.
*   *   *
В дни работы фестиваля был открыт Венецианский международный кинорынок, партнером которого с этого года является РОСКИНО.

Венеция – Москва

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter