Лукашенко требует от Правительства детального расчета структуры цен в случаях их роста

Президент Беларуси на совещании по ценообразованию, предваряя предметный разговор, обратился к информации, подготовленной специалистами к нынешнему мероприятию. В частности, Александр Лукашенко отметил тот факт, что регулирование цен позволило сдержать инфляционные процессы:
 

– Инфляция, как я уже говорил, составила больше 12 процентов. Пиковое значение было в сентябре – около 15 процентов. Принятие с октября 2022 года новых мер ценового регулирования способствовало снижению темпов роста потребительских цен. В IV квартале 2022 года была зафиксирована дефляция почти два процента.
 
При этом в аналитических материалах говорится, что потребительские цены на регулируемые товары в декабре 2022 года по сравнению с сентябрем (до введения мер) снизились почти на три процента. За три месяца продовольственные товары подешевели на полпроцента, а регулируемые – почти на процент. По непродовольственной группе зафиксировано снижение более чем на четыре процента. Глава государства обратил внимание на ту часть справки, в которой сказано и о снижении цен на импортные товары: подешевели масло растительное (кроме оливкового), макароны, крупа манная, рис, крупа пшенная, хлопья овсяные, мука пшеничная, бытовые электротовары, обои, телевизоры.
 
Президент также озвучил следующее заключение: «Однако принятые Правительством меры по регулированию ценообразования не стали системными решениями по недопущению необоснованного роста цен на потребительском рынке, снижению себестоимости выпускаемой продукции, насыщению внутреннего рынка под полную потребность».
 
Александр Лукашенко предположил:
 
 Ну, наверное, специалисты уже слишком взяли. Системные решения и не могли быть за четыре месяца. Я уже говорил: живой организм, не все от нас зависит. И было сказано: если допустили где-то ошибки или просчеты, надо донастроить систему.
 
В декабре 2022 года по отношению к сентябрю отмечен также рост цен на отдельные продукты питания повседневного спроса. Увеличились цены на творог, бананы, твердый сыр, кефир, свинину, говядину, детское питание. Наибольший рост в IV квартале прошлого года регистрировался на плодоовощную продукцию. Эта тенденция продолжается и в этом году. Глава государства указал:
 
– Понятно, сельское хозяйство мы поддерживаем, дотируем и так далее, но вопрос в следующем: если, допустим, в этом году лук репчатый подорожал на девять процентов, морковь на девять, вопрос в том, насколько это обоснованно? Это значит, Снопков (Николай Снопков, первый заместитель Премьер-министра. – Прим. ред.), с Головченко (Роман Головченко, Премьер-министр. – Прим. ред.) должны пойти и посчитать. И я уверен, что Снопков умеет считать «внизу», несмотря на то что главная экономика у них «наверху», как ты ее называешь – макроэкономика. А на «микро» это легко посчитать. Там все посчитано. Возьми бухгалтерский учет, посмотри. И какая там рентабельность? И спроси за себестоимость. Потому что главная составляющая рентабельности (кроме прибыли) – это себестоимость… Если огурцы подорожали на семь процентов и там рентабельность всего полтора или пять процентов, ну у производителя рентабельность должна быть, никуда не денешься. Но возникает вопрос: а почему такая низкая рентабельность? Потому, что цены низкие, или же там себестоимость? Изучили ли вы? Доложите. Я это считал, будучи директором. Поэтому здесь у вас не получится.

Фото: president.gov.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter