Лучшее предложение

Я раза три смотрела ленту Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение». Вчера опять
Я раза три смотрела ленту Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение». Вчера опять. Сюжет? Не перескажешь. Фильм–интрига, драма, мелодрама. Будь он одним–единственным кадром, его обозначили бы хештегами №агорафобия №перчатки №живопись №исчезновение №любовь. Эта вышедшая на экраны несколько лет назад лента талантливо играет со зрителем. Так, что ты присаживаешься на краешек кресла и тут же теряешь себя, начиная жить авторской историей.

Верджил Олдман — управляющий директор ведущего аукционного дома. Эстет и антиквар, Снежная королева нашего времени, пожилой девственник и хранитель тайного клада. Странная девушка, ее лицо мы видим лишь ближе к середине ленты. Таинственный механизм, который молодой инженер собирает из маленьких деталей, чтобы понять силу, заставляющую шестеренки оживать и предсказывать будущее. Все завязывается в один узел. И пока плетется узором кружево сюжета, я ловлю себя на мысли, что неверие сменяется счастьем, от понимания великого смысла любви. Может ли она случиться вдруг? Почти в конце жизни, вопреки всякому смыслу. Не может. Так я отвечаю себе. И когда старик просыпается в объятиях молодой красотки, я жду подвоха. Но внезапно теряю бдительность, начинаю таять. А вдруг...

Все прозаично. Олдмана грабят. Забирают коллекцию картин. У каждого человека есть кнопка. Помните другую ленту нашего детства? У каждого есть мягкий участок, скрываемый панцирем. Можно ли туда попасть? Иногда для этого нужно быть гением, таким, как инженер Роберт, придумавший великую аферу. Но в основном...

Наша жизнь, баланс на грани. Маленькие рыбки, мы носимся среди расставленных сетей и крючков. Покупаемся, ведемся, плачем. Обманутые, растим панцирь. Шутка в том, что чем он толще, тем уязвимее нутро. И в один момент в него попадает нечто тонкое и острое.

Моя сумасшедшая тетушка щурилась:

— Ишь, ходит с букетами. На квартиру мою глаз положил.

Я все думала, вот так и останется несчастной при своей жилплощади. А потом где–то прочла, что настоящая трагедия — это когда тебя уже никто не хочет использовать. И ворчу в уши детям: «У вас ко мне потребительское отношение! Ну ладно, принесу, подам, помогу». Сама же благодарю Бога за счастье любить и открывать в себе колоссальное количество сил и возможностей.

Есть пары, где один любит, другой позволяет. Говорят, что в этом случае кто–то кем–то пользуется. А я смотрю и думаю, что любая эксплуатация чувств ничто по сравнению с самими чувствами. Любящий всегда побеждает. Он счастлив. Внутри его огонь. Он вовлечен, на 100% жив. В конце концов, счастье быть с любимым человеком. Хотя бы мгновение, день, период.

Стоит ли беречь себя? Хранить. Пройти жизнь где–то по краешку, не замочив ноги в грязных лужах. И сказать себе — никакая сволочь меня не провела! Такая особенная трагедия в этом читается. Но я все чаще встречаю таких людей. И все реже слышу счастливый смех: «Ах, обмануть меня не трудно!..»

Любовь — это проигрывать. Сдавать все свои позиции одним махом. Говорят, влюбленная дурочка или дурак. И все вокруг умные, а ты нелепый. Круче быть циником — я старый солдат! Так–то оно так... Но искусство жить — это не прятать свое мягкое. Уязвимый, открытый, податливый, живучий, как трава. Верящий. Любящий.

Титры. Плачу. Как и все. Эта лента про нас. Про любовь и обман. Только все равно это счастье большое. И Олдман выбирает верить — Клер вернется. Когда–нибудь. Когда–то. А он подождет...

Актер Джеффри Раш сумел передать эту любовь, эту тотальную веру, сделать ее смыслом всей картины. Если бы не он, можно было бы подумать, что это фильм про грабеж. Но он о любви.

А о чем ваша жизнь? Мы же сами решаем. Так о чем?

Т.С.

sylimovna@rambler.ru

Советская Белоруссия № 230 (24860). Пятница, 27 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter