В гостях у «СОЮЗа» — ректор Белорусской академии музыки Елена Куракина

Лучшее — хором!

БЕЛОРУССКАЯ государственная академия музыки тесно связана с Россией творческими контактами и многолетним сотрудничеством. Самые интересные и громкие молодежные музыкальные проекты Союзного государства, как правило, ассоциируются именно с этим вузом. С ректором академии Еленой Куракиной подвели итоги творческого года и поговорили о перспективах.

Елена Куракина: Общение с коллегами из России — наша естественная среда обитания.

— Елена Викторовна, какие события уходящего года вы считаете самыми знаковыми для академии музыки?

— Первое — VI Международный пасхальный фестиваль, в этом году он прошел в обновленном формате и был представлен как участник Славянского форума искусств «Золотой Витязь». И второе — Международный форум представителей профессионального музыкального образования стран Евразии в начале сентября: насыщенная творческая программа, в которой участвовали 34 представителя из 28 вузов России и в формате онлайн присутствовали представители Монголии, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана.

— В ноябре в Минске после долгого перерыва вновь прошли концерты Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра, в котором участвуют студенты БГАМ...

— Это мощный и красивый проект в рамках Союзного государства. Родился он довольно давно, около 15 лет назад. Но в 2017‑м приостановил работу в силу разных обстоятельств. Возобновление проекта стало результатом совместной работы министерств культуры России и Беларуси. Проект не только содействует профессиональному росту молодых талантов, он бесценен с точки зрения укрепления связей между российскими и белорусскими музыкантами. К слову, ребятам оказалось достаточно недели совместных репетиций, чтобы дебютные концерты в Москве и Минске прошли с аншлагами. Я очень рада, что уже запланированы гастроли этого оркестра в 2024 году, кроме концертов в столицах, будут еще выступления в других городах России и Беларуси.

— Планируются ли аналогичные масштабные проекты?

— Открою тайну: на последней совместной коллегии министерств культуры двух наших государств уже начали говорить еще об одном совместном молодежном творческом коллективе — белорусско-российском студенческом (молодежном) хоре. Идея очень перспективная, и для такого хора уже есть основа: в его состав могут войти музыканты нашей альма-матер и Российской академии музыки имени Гнесиных. В декабре состоялись совместные мероприятия двух хоров: нас посетил ансамбль хоровой музыки Altro Coro РАМ им. Гнесиных под руководством ректора Александра Рыжинского, прошли совместный концерт и творческая встреча.

Дуэт Марины Федосенко и Екатерины Шекордо покорил жюри конкурса «Приз Санкт-Петербурга».

— Что из сотрудничества с российскими вузами почерпнула для себя академия?

— Общение с российскими коллегами — наша естественная среда обитания. Если говорить о последних годах, то оно выходит на принципиально новый уровень. И здесь есть причины, связанные с государственным подходом к белорусско-российскому сотрудничеству, а именно с проектами Союзного государства.
У нас заключены договоры со всеми профессиональными музыкальными высшими учебными заведениями РФ, включая флагманы музыкального образования в России — Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории, а также Российскую академию музыки имени Гнесиных.
В 2022 году наша Академия музыки стала членом ранее российской, а теперь международной организации — Ассоциации музыкальных образовательных учреждений, что всемерно способствует налаживанию более тесных контактов с высшими учебными заведениями России, и закономерно, что количество совместных проектов возрастает в геометрической прогрессии.

— Студенты БГАМ недавно стали победителями двух российских конкурсов: на Международном конкурсе-фестивале баянистов и аккордеонистов «Приз Санкт-Петербурга» первое место в номинации «Концертные исполнители» занял дуэт Марины Федосенко и Екатерины Шекордо. А из Уфы, где проходил IX Международный фестиваль-конкурс «Аккордеониссимо» Кирилл Буланов и Иван Волчек привезли кубки лауреатов 1‑й и 2‑й степени…

— Согласно статистике за 2022 — 2023 годы, у наших студентов было примерно одинаковое количество наград на различных состязаниях, но в этом году значительно возросло количество побед на международных конкурсах: с 75 процентов до почти 90 процентов от всех наших побед. На международных творческих состязаниях абсолютно традиционными для Академии музыки стали победы пианистов и вокалистов, а в последние годы с невероятной скоростью возрастает уровень наших исполнителей на народных инструментах, особенно тех, кто играет на баяне и аккордеоне. Поэтому последние две престижные победы воспитанников Академии музыки (все они из класса доцента, кандидата искусствоведения Лидии Викторовны Скачко) — это закономерность того взлета, о котором я говорю.

Вместе с девушками в компании победителей — Кирилл Буланов и Иван Волчек. Ребята стали лауреатами престижного конкурса в Уфе. 

— Как отражается политическая обстановка на количестве международных контактов?

— Количество конкурсов и активность наших международных контактов не снизилась. К слову, на сегодня у нас заключено 94 договора с высшими музыкально-образовательными учреждениями 29 стран, и более чем треть из них — это вузы Российской Федерации, около 15 процентов — вузы Китая. Произошло переориентирование на Евроазиатский регион, так как именно в этих странах в настоящее время организуется и проводится множество интереснейших творческих мероприятий международного уровня, конкурсов и фестивалей, конференций и форумов. Так что санкции, как и в реальной экономике, привели к тому, что мы просто перестроились, сместился географический контур пространства, в котором работаем.

— А как идет пополнение материально-технической базы в условиях санкций?

— Благодаря поддержке государства за последние годы значительно обновили нашу базу. Очень признательны Президенту страны — по специальной президентской программе несколько лет назад было приобретено десять роялей. Кроме того, наш самый главный рояль Steinway, который стоит в большом зале Академии музыки, также куплен при поддержке президентского фонда. Ежегодно за счет республиканского бюджета закупаются великолепные духовые, ударные, народные инструменты. И я надеюсь, что какое-то еще количество лет мы будем хорошо работать на обновленных музыкальных инструментах. Знаете, за последний месяц в академии побывали музыканты из России, Латинской Америки, Китая — и все, кому мы показывали наши инструменты, были покорены их достойным, высококлассным профессиональным качеством. И мы с гордостью говорим, что это все благодаря государственной поддержке.

— Какие вершины планируете покорить в новом году?

— Будем участвовать в XVII Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, в Балтийском форуме, в мероприятиях, посвященных 150‑летию Елены Гнесиной. Организуем и проведем Пасхальный фестиваль. А поскольку в нашем здании запланирован капитальный ремонт, то, я думаю, будем активно осваивать новые концертные площадки как в Минске, так и в других городах Беларуси, станем больше гастролировать. Так что будет интересно!

— Признайтесь, с какой музыкой ассоциируется у вас Новый год?

— С «Танцем Феи Драже» П. И. Чайковского.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter