Лучшее — друг хорошего

Евгений Артюшенко: Новый Банковский кодекс содержит много новаций

Банковский кодекс в новой редакции содержит множество новаций, но сохраняет преемственность.

Такую оценку законопроекту дал председатель Постоянной комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Палаты представителей Национального собрания Евгений Артюшенко. При работе над документом, которая началась еще в 2010 году, учитывались текущие изменения в экономике и банковской сфере, рекомендации международных финансовых организаций, правоприменительная практика и обращения граждан.

Так, новый Банковский кодекс содержит норму, согласно которой банки уже не смогут при выдаче кредитов заемщикам взимать дополнительные комиссии или сборы, кроме процентной ставки. «У нас достаточно много обращений граждан по этому поводу, — пояснил Евгений Артюшенко. — Притом, что процентная ставка может быть зафиксирована примерно на уровне ставки рефинансирования, на практике реальная эффективная ставка по кредитному договору для физических лиц может превышать ее в несколько раз». По словам депутата, банкиры достаточно благоприятно воспринимают это новшество, поскольку таким образом формируется равнозначное конкурентное поле, когда рыночные условия будут прописаны единообразно для всех.

Изменятся подходы и к регуляторным функциям Национального банка — он будет более независимым. Единым коллегиальным органом управления станет Правление Нацбанка, при этом его членами смогут стать только работники банка, что явится действенным механизмом защиты от вмешательства в деятельность регулятора. Кроме того, Нацбанку запрещено заниматься непрофильной деятельностью, предоставлять кредиты для финансирования дефицита бюджета, а также участвовать в приобретении ценных бумаг при их первичном размещении. Появляется у регулятора и новая функция — мониторинг финансовой стабильности, объектами которого станут банки, небанковские кредитно-финансовые организации, иные финансовые посредники, финансовые рынки и платежная система в целом.

Что касается совершенствования банковского надзора, то ряд показателей не будут контролироваться, но появятся новые требования к банкам. «Надзор уходит в более качественное направление, — определил суть изменений Евгений Артюшенко. — Регулятор должен заниматься отслеживанием качественных показателей деятельности банков, что является залогом как финансовой стабильности в стране, так и развития национальной экономики в целом».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter