Лучше журавль в небе, чем баклан на прудах

На улице поздняя осень, но не все перелетные птицы улетели на юг. Черные бакланы не покинут Беларусь до тех пор, пока не замерзнут водоемы. До заморозков остаются у нас и цапли - обычные серые и белые, которые занесены в Красную книгу.
На улице поздняя осень, но не все перелетные птицы улетели на юг. Черные бакланы не покинут Беларусь до тех пор, пока не замерзнут водоемы. До заморозков остаются у нас и цапли - обычные серые и белые, которые занесены в Красную книгу. Не браконьеры с сетями, а эти птицы сегодня главные враги рыбоводческих хозяйств. Только в опытном рыбхозе "Селец" в Березовском районе за нынешний сезон пернатая армада съела 250 тонн рыбы. Особенно прожорливы птицы сейчас, накануне зимы, когда в рыбхозах спускают нагульные пруды.

Где рыба, там и баклан

"Я уже не могу спокойно смотреть на бакланов и цапель, - главный рыбовод рыбхоза "Селец" Анатолий Горбачев, между прочим, эколог и биолог по образованию, не скрывает своего отношения к пернатым хищникам. - В свое время они "помогли" хозяйству пойти ко дну, а теперь - новая атака. В этом году птиц как никогда много..."

Бакланы на Березовщине появились лет 15 назад. Рыбоводы не знали, что делать с ними, боялись трогать незнакомую птицу. Вскоре стало ясно, что к новым рыбьим врагам надо относиться серьезно.

"В 1992 году бакланы полностью оголили пруд Нагульный N 12 площадью 88 гектаров, а всего тогда они съели где-то 400 тонн нашей рыбы, - вспоминает Анатолий Ильич. - Рыбхоз захирел, и птицы от нас улетели..."

В середине 90-х "Селец" начал возрождаться. Руководство хозяйства понимало, что одновременно нужно думать о том, как бороться с рыбоядными птицами. Обратилось в Минприроды с просьбой дать разрешение на отстрел бакланов и цапель. Такое разрешение было выдано.

Стреляют каждый год, а птиц меньше не становится. Самая крупная в Березовском районе колония бакланов и цапель живет в старом заброшенном парке в деревне Пески. В центре гнездятся бакланы - около 400 особей, а по краям парка - цапли (им после осушения болот экологи предрекали едва ли не полное вымирание), не менее 2 тысяч. В начале осени птиц на озерах и водохранилищах становится намного больше (в этом году только бакланов здесь тысячи четыре), потому что на несколько месяцев на водоемах останавливаются "транзитные" пернатые. Многие из убитых бакланов были окольцованы в Эстонии, Польше и Швеции.

Не съедят, так покалечат

Мой экскурсовод по "Сельцу" - старший рыбовод хозяйства Сергей Михович. Садимся в его автомобиль и отправляемся на пруды, чтобы хотя бы посмотреть, что это за птица такая - баклан. Но позади километры дороги, а попадаются на глаза только чайки. Вдруг на середину одного из водоемов спускается с десяток птиц, а Сергей Михович нажимает на тормоза своего автомобиля.

- Да, это бакланы. Смотрите, один крылья сушит, - рыбовод предлагает мне бинокль. - Близко их увидеть непросто. Они стараются держаться от человека и автомобиля на расстоянии выстрела. Умные птицы.

Бакланов и цапель, серую и "краснокнижницу" белую (их здесь тоже не менее 2 тысяч. - В.К.), вблизи я все-таки увидела. Но сначала мне показали результат "работы" этих хищников - покалеченную рыбу.

- Бакланы охотятся командой. Берут косяк в плотное кольцо, крыльями гонят рыбу к берегу, - рассказывает Сергей Иванович. - На мелководье рыба сбивается в кучу. И начинается пир...

Как-то местным охотникам удалось убить баклана, в желудке которого нашли 700-граммового карпа и два толстолобика по 100 граммов каждый. Крупную рыбу, которая не проходит, они портят, надклевывая. С точки зрения природной логики, птицы правы, потому что выполняют естественную функцию регуляторов аномально обильных скоплений рыбы (в рыбхозе на 1 гектаре - до тонны рыбы. - В.К.), но для рыбоводов такие объяснения экологов - не утешение.

В рыбхозе заканчивался промышленный лов, почти все нагульные пруды уже спущены, и мы поехали к рыбоуловителю, в котором кишели карпы, толстолобики, щуки, судаки, белый амур. У многих из них на спинках и брюшках виднелись глубокие раны от острых клювов.

- Такую рыбу уже не пустишь в продажу живой, - поясняет Сергей Михович. - И мы отправляем ее на копчение.

Кстати, в вину бакланам ставится не только уничтожение и порча рыбы, но еще и ее медленный рост. Запуганные пернатыми охотниками косяки не набирают вес так быстро, как в нормальных, спокойных условиях.

Выход - охота

Чаек в рыбхозе большой бедой не считают, потому что бороться с ними легче - уничтожают гнезда, а вдоль небольших водоемов натягивают нити. Птица, раз зацепившись крылом, уже старается сюда не лететь. На некоторых водоемах ставят чучела, которые тоже отпугивают чаек. С умными бакланами и цаплями так не повоюешь. Единственное, что дает результат, - охота.

- В этом году Березовская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды дала нам разрешение на отстрел рыбоядных, - рассказал Анатолий Горбачев. - Охотой занимаются шесть наших работников. За клюв баклана мы платим по 4 тысячи рублей, за цаплю - по 2 тысячи. Бесплатно выдаем патроны. За сезон на борьбу с пернатыми охотниками затрачено более 7 миллионов рублей из прибыли хозяйства.

На счету работника вневедомственной охраны рыбхоза Александра Дыцевича 340 убитых за сезон бакланов и 630 цапель. Сергей Михович, тоже заядлый охотник, подстрелил 108 бакланов и 380 цапель. Вместе с работниками рыбхоза участвуют в охоте местные жители, имеющие право на охоту, и приезжие стрелки. Но им удача улыбается нечасто, потому что охотиться на этих птиц непросто.

Кстати, мне рассказали "народный" способ борьбы с ростом бакланьей популяции. Старый баклан - птица невкусная, поэтому тушку или закапывают, или скармливают собакам, а вот полувзрослый птенец - деликатес. В старые времена, лет 150 назад, когда бакланы небольшими колониями жили на Полесье, люди собирались и шли на охоту за птичьим мясом. Они шестами сбрасывали с деревьев гнезда и собирали птенцов. Благодаря человеческому вмешательству в семейные дела бакланов их колонии почти не увеличивались. Теперь это не практикуется, да и белорусское законодательство запрещает разорять гнезда. Выход получается один - стрелять. С помощью ружей борются с хищниками не только в "Сельце". Тоже за деньги стреляют их в рыбхозах "Новоселки" Дрогичинского и "Локтыши" Ганцевичского районов. Стреляют птиц в Украине, Литве. Например, в хозяйстве "Даугай" за одну убитую птицу платят 10 долларов.



Справка "СБ"

Баклан - большая водоплавающая птица отряда веслоногих. Обитает по берегам морей и озер в Европе, Северной Америке. У бакланов мощное цилиндрическое тело, длинная шея, клюв с крючковатым концом. Они превосходно ныряют, могут долго держаться под водой. Растяжимость их глотки дает возможность проглатывать очень крупных рыб. Одна взрослая птица может съесть за сутки 400 и более граммов рыбы. Естественных врагов у бакланов в природе нет.



Компетентное мнение

Виктор ДЕМЯНЧИК, руководитель тематической группы оптимизации экосистем Белорусского Полесья НАН, кандидат биологических наук:

- В Европе рыбу разводят в маленьких прудах, на которые натягивают проволочную сетку, таким образом защищаясь от рыбоядных птиц. В "Сельце" сделать это невозможно (хозяйство располагает 2,5 тысячи гектаров искусственных прудов и 4,2 тысячи гектаров естественных водоемов. - В.К.), потому что такая защита требует огромных затрат. Крупные рыбные комплексы так же, как и комплексы животноводческие, - это экологические раны, они наносят вред природе. А теперь это еще и травмы для человеческой души, потому что другого выхода, кроме отстрела этих птиц, нет. Когда рыбхозы были на дотации у государства, на рыбоядных мало внимания обращали, а теперь рыбоводы сами себе хозяева, каждая рыба у них на счету, а любые расходы ощутимы. Кстати, бакланы облюбовали Беларусь благодаря рыбхозам. Впервые они появились на "Сельце", как я считаю, на волне нарушений природной среды. Делали бы пруды мелкими, не надо было бы стрелять этих птиц, а так приходится идти на антигуманные меры. Но с хозяйской точки зрения другого выхода из этой ситуации просто нет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter