Лицо и изнанка рекламного рынка

Расхожее выражение «Реклама – двигатель торговли!» давно стало афоризмом, хотя у обывателя отношение к ней неоднозначное
Расхожее выражение «Реклама – двигатель торговли!» давно стало афоризмом, хотя у обывателя отношение к ней неоднозначное: она нагло и крикливо прерывает любимый сериал, в крупных городах на каждом шагу лезет в глаза, а порой выдает такие скабрезные сюжеты, от которых добропорядочных граждан коробит.



Но реклама есть, была и будет, пока живы производители, продавцы и потребители  товаров и услуг. А вот то, как она будет развиваться дальше в Евразийском экономическом союзе, представители этого бизнеса обсуждали в Минске.

Серьезный разговор о различных аспектах законодательного и технического регулирования наружной рекламы в государствах – участниках ЕАЭС состоялся в рамках международной конференции. В частности, в центре внимания ее участников оказались отдельные положения Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»,  межгосударственного стандарта ГОСТ 33027-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы» и другие нормативные акты, которые, по мнению участников конференции, сдерживают развитие рекламного рынка и требуют пересмотра.

Проблема, поднятая в ходе дискуссии, только на первый взгляд может показаться узкоспециальной, хотя касается каждого, поскольку тесно связана с безопасностью на дорогах. С аргументами экспертов, которые объясняют жесткие нормы действующих документов заботой о жизни и здоровье водителей и пешеходов, представители российских рекламных компаний попытались разобраться, призвав на помощь науку. Проведенное исследование показало, что водитель, управляя автомобилем, отвлекается на любые виды рекламы всего в полутора процентах случаев из ста, и, таким образом, как фактор риска рекламная конструкция среди всех возможных угроз на дороге находится на 18-м месте. В качестве показательных примеров и образцов зачастую фигурировали способы размещения рекламы на дорогах стран ЕС, но в итоге все спикеры пришли  к выводу, что нам все же более интересен опыт стран ЕАЭС и СНГ.  Тем более что проблемы-то во многом схожие: обеспечение прозрачности торгов и аукционов при продаже рекламных мест, борьба с незаконной и недобросовестной рекламой, развитие социальной. От их решения зависят экономика стран и регионов, количество рабочих, поступления в бюджет, здоровье людей, внешний вид населенных пунктов и многое другое...

Назначение конференции заместитель министра торговли Беларуси Ирина Наркевич определила так: «Сегодня, когда выстраивается единообразная законодательная база, принимаются технические регламенты, нам нельзя создавать какие-то дополнительные барьеры для рекламного рынка. Важно также помнить, что реклама не должна вредить потребителю, она обязана быть добросовестной, достоверной и надлежащей».

Выяснилось, а это и с трибуны, и в кулуарах отмечалось неоднократно, что Беларусь во многих аспектах, о которых говорилась на конференции, может быть примером для стран СНГ в сфере развития и регулирования рекламной деятельности, особенно в части борьбы с незаконной и недобросовестной рекламой.

При этом одной из процедур, которая обеспечивает прозрачность рекламного бизнеса и стабильный доход от него в госбюджет, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Кашеваров назвал торги и аукционы по продаже рекламных мест: «Эта практика распространяется как в России, так и в Беларуси. Она более понятная и удобная как для рынка, так и для властей». Этот момент, по мнению российского чиновника, нужно брать за основу всем странам – участницам ЕАЭС, поскольку он позволяет  бизнесу работать комфортно. О чем говорит и белорусский опыт, ведь в Беларуси уже давно около 80% мест для наружной рекламы продается на аукционах.

Важным моментом конференции стало принятие резолюции с конкретными предложениями по совершенствованию действующего законодательства участникам  14-го заседания Координационного совета по рекламе Межгосударственного Совета по антимонопольной политике стран СНГ, которое состоялось на следующий день. В частности, в резолюцию занесли предложение о создании в рамках Евразийского экономического союза наднационального органа (условно, Совета по рекламе), который бы содействовал формированию единого рекламного рынка в странах ЕАЭС.

 Не осталась без внимания на конференции и социальная реклама, вопросам развития которой было предложено посвятить очередную конференцию. Возможно, что пройдет она уже этой осенью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter