Лицо души не спрячешь в одежды

В конце прошлого года вышла в свет книга заслуженного деятеля искусств Беларуси художницы Нинель СЧАСТНОЙ "Искры моей жизни".

В конце прошлого года вышла в свет книга заслуженного деятеля искусств Беларуси художницы Нинель СЧАСТНОЙ "Искры моей жизни". В альбоме на 300 страницах разместились цветные иллюстрации книг и репродукции картин художницы, стихи поэтов к тому или иному произведению, рассказы и фотографии из личного архива. Эта книга - отличный информационный повод для встречи с ее автором.

- Нинель Ивановна, в книге "Искры моей жизни" есть девиз. Можно ли его назвать девизом вашей жизни?

- Я не думала, что нужно иметь девиз жизни, но когда книжка уже подходила к завершению, я подумала: "Дай-ка все-таки скажу, что лицо души не спрячешь в одежды. Мне кажется, что я это нигде не прочла, и хочу верить, что это мой девиз.

- Женщина и искусство. Помимо великого, творческого, женщине нужно заботиться о доме, воспитывать детей. Как решали эту дилемму вы? Были ли здесь проблемы?

- Проблемы, наверное, у всех бывают. Конечно, у меня тоже были. Так получилось, что нужно было создавать семью, раз уж я полюбила. А когда появился ребенок, нужно было думать, как его выводить в люди. Встал вопрос: или я бросаю все и только ращу ребенка, учу его всему, что сама умею, или же я все-таки буду жить, а ребенок будет на меня смотреть и повторять то, что я делаю. Может, это и станет такой учебой.

В общем, я выбрала второй вариант. И буквально сразу же после рождения дочка была в манежике, а я рядом писала картины. И когда ей исполнился год, у меня уже было энное количество картин, которых хватало даже на небольшую выставку.

- Нинель Ивановна, интересная история с вашим именем. Она связана с учениками вашего отца, которые, когда вы родились, сказали любимому педагогу: "Вы самый лучший, мы хотим, чтобы вы назвали дочку Нинель", что читается справа налево "Ленин". Это отразилось на вашей жизни и творчестве?

- Папа послушался своих студентов, но в семье меня звали все-таки Нелла. А потом, в 1937-м, мы уехали из Полоцка, и я очень долго жила под Смоленском, а во время войны - на Тамбовщине.

Когда стала работать как художник, старалась делать то, что мне очень хочется. Утром просыпалась и, не открывая глаз, думала: что же мне очень хочется писать? Вот то и писала. Ну и так получилось, что Ленина я практически не рисовала. Потому что последнее время рисовали "60х80". Это те портреты, которые потом вывешивались в кабинетах или на домах. Мне всегда казалось, что так очень обидно работать - картину напишешь, а потом ее выбрасывают или переписывают. Таких работ я никогда не делала.

А вот когда училась в академии в Ленинграде, у нас на третьем курсе был конкурс "Жизнь Ленина". Я сделала работу "Ленин у костра" и получила за нее премию. Меня наградили экскурсией в Прибалтику. Такая вот история...

- Диапазон вашего творчества весьма широк - живопись, графика, витражи, художественное стекло. Можно ли назвать любимое из них?

- Да, конечно, - живопись. Но так получилось, что до перестройки у нас живописцу выжить было почти невозможно. А так как я нигде никогда не служила, нужно было чем-то другим зарабатывать деньги. И я каждый год иллюстрировала одну детскую книжку. За это получала какой-то минимум, но его хватало мне с дочерью на хлеб. А живопись перевела в так называемое хобби. Я почти наверняка знала, что это не будет продаваться. Хотя со временем, лет через 10 - 20, эти работы ушли в музеи. Но тогда мне говорили: "Что-то рановато ты делаешь не то, что надо". Был, например, популярен суровый стиль в искусстве, а я делала не очень суровый. О любви писала или писала "Одинокую".

- Мы вспомнили о музеях, а где сейчас можно увидеть ваши работы?

- К сожалению, у нас с музеями очень плохо. То, что ими куплено, почти все всегда лежит в запасниках. Если только из столицы музеям в глубинке были переданы мои картины, только там они висят постоянно. Правда, недавно получила замечательный подарок - в стенах МИДа открылась экспозиция с моими работами...

- Я знаю, у вас есть мечта открыть постоянно действующую выставку...

- Да, большая задумка и очень большое желание - открыть в Минске постоянно действующую выставку "Автопортреты и портреты художников Беларуси". Я как-то представила, что это было бы очень интересно - не только людям, которые живут в Минске, но и тем, кто приезжает в Минск или Беларусь, - узнать, что в Беларуси тысяча художников. И почти каждый нарисовал себя, причем в самом красивом состоянии - когда очень себя любил. И, самое главное, нарисовал себя как-то оригинально. Например, Селещук преподнес себя как петуха, который стоит перед женщиной. У меня есть автопортрет, где только мои рабочие сапоги и мои театральные туфельки.

Такие картины можно было бы собрать в одном помещении, там же разместить видеоряд о художниках, фильмы, альбомы, архив. Материал о каждом получился бы настолько большим, что туда могли бы приходить и работать студенты, искусствоведы и иные. Мне кажется, что люди наконец-то узнали бы, что у нас в Беларуси - не десять художников с какими-то там званиями, а тысяча, у которых нет званий, но они иногда намного интереснее именитых. Но так получается, что как только эта идея становится близка к реализации, что-то обязательно срывается. И все начинается сначала.

- Мы уже привыкли, что каждый год накануне 8 Марта во Дворце искусств открывается совершенно необычная художественная выставка...

- "Глазами женщины", которую мы проводим ежегодно. А теперь вообще сказали, что женский вопрос - это к Счастной, это нас, художников-мужчин, не касается. Союз художников до такой степени умывает руки, что даже от финансовой помощи отказывается. Раньше женщинам какие-то подарки делали, цветочки хотя бы приносили. Сейчас ничего этого нет. И Счастная бегает по всяким инстанциям, просит. К нам сейчас повернулись совет женщин, Комитет мира, ООН. А в этом году, кроме выставки, мы даже проводим семинар. Разговор - о правах женщин, о том, что и женщину нужно беречь и заботиться о ней.

- Я знаю, у многих женщин-художниц существует проблема с творческими мастерскими. Часто ими становятся их же квартиры...

- Да, это так. У нас очень мало мастерских. Женщин-художниц только в Минске 211. А мастерских около 500. И женщинам в основном их не дают.

Когда я училась, для того чтобы получить "пятерку", нужно было рисовать лучше мальчиков. Тогда говорили: "Ну, ладно, давай тебе "четверку" поставим". Поэтому наши девочки, которые сейчас учатся в институтах и заканчивают с отличием, - это художники очень высокого уровня. Но, к сожалению, отсутствие мастерской, быт, замужество, а особенно, если еще удачное замужество... Как моя дочка говорила: "Мама, как хорошо, что у тебя все время были трудности". Нужно было их все время преодолевать, работать, зарабатывать. И я говорю: "Да. Я, наверное, поэтому и сделала все за троих".

 

БЫСТРОВА Светлана.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter