Лицензии без отраслевых особенностей

Многие проблемы малого бизнеса можно решить на местах

Многие проблемы малого бизнеса можно решить на местах

В малом бизнесе все по-взрослому. Проблем немало, все они серьезные, но в той или иной степени решаемые. Как самостоятельно, так и с помощью местных администраций. Справедливо предположив, что для устранения «шероховатостей» в своей работе представителям малого бизнеса не хватает именно общения с властью, чтобы напрямую донести до нее свои настроения, а также получить емкие и конкретные консультации, редакция «Р» решилась на своеобразный эксперимент. Совместно со специалистами Министерства экономики журналисты решили провести ряд выездных семинаров для представителей МСБ в регионах, в ходе которых организовать прямой диалог государства и частного бизнеса. Первое из серии таких мероприятий прошло в городе Светлогорске Гомельской области.

Светлогорский район с точки зрения уровня развития сектора малого и среднего бизнеса мало чем отличается от других белорусских городов. По состоянию на 1 января 2010 года здесь было зарегистрировано 1935 действующих индивидуальных предпринимателей, 389 предприятий малого бизнеса, в том числе 272 ЧУП, 74 общества с ограниченной ответственностью и 43 общества с дополнительной ответственностью. Несмотря на удары кризиса, малому бизнесу района удалось продемонстрировать «демографический» прирост. Как говорит зампредседателя по экономике Светлогорского райисполкома Александр Магазинщиков, за последние три года количество зарегистрированных ИП увеличилось в 1,8 раза, а предприятий малого бизнеса — в 3,6 раза. Но при этом чиновник с грустью констатирует: рост сегмента МСБ можно назвать скорее количественным, нежели качественным — сфера деятельности большинства предпринимателей по-прежнему ограничивается розничной торговлей. Порядка 57 % ИП и 43 % малых предприятий, зарегистрированных в районе, занимаются именно этим видом деятельности.

«В белорусском бизнес-сообществе тема «Насколько реальна помощь малому бизнесу от государства», пожалуй, самая обсуждаемая на сегодняшний день», — подтверждает участник семинара заместитель директора Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Топилин. При этом специалист подчеркивает: поддержка малого предпринимательства на уровне правительства выражается прежде всего в разработке законодательных и нормативных документов, направленных на оказание правовой, имущественной, финансовой поддержки малому бизнесу. «На какую конкретную помощь малому бизнесу от государства может рассчитывать предприниматель в Беларуси? Частично это зависит от того, каким видом деятельности он занимается. Многие госпрограммы поддержки малого бизнеса нацелены на стимулирование развития приоритетных направлений экономики, таких, как производство, инновационный бизнес, сельское хозяйство, оказание некоторых видов услуг. Поэтому какому-то виду малого бизнеса помощь от государства получить легче, другим — сложнее», — пояснил Александр Топилин.

Большинство вопросов, которые светлогорские предприниматели адресовали в адрес чиновников Минэкономики, коснулись запрета на прием на работу граждан, не являющихся членами семей ИП. В свое время именно эта законодательная норма наделала много шума в бизнес-сообществе, и с ходом времени острота проблемы ничуть не «затупилась». «Мы настолько привязаны к своим торговым местам, что не можем даже в отпуск сходить без ущерба бизнесу», — восклицали предприниматели. Кстати, в свое время тем ИП, которые не смогли убедить своих родственников заняться коммерцией, нужно было перерегистрироваться в ЧУП, хотя наиболее выгодной казалась схема, согласно которой наемные работники сами открывали ИП, оставаясь при этом подчиненными «головного» предпринимателя. Сегодня очевидно, что такая уловка не удалась. По мнению специалистов Минэкономики, налоговые платежи ЧУП все же выгоднее, чем у группы ИП, работающих под единым «крылом».

Еще один из проблемных моментов, который беспокоит светлогорских предпринимателей, — это навязанная им Министерством по налогам и сборам необходимость внедрять электронное декларирование при формировании налоговой отчетности. По словам председателя Координационного совета индивидуальных предпринимателей Анатолия Змитровича, удовольствие это не из дешевых – для работы с системой электронного декларирования плательщику необходимо зарегистрироваться в качестве абонента, после чего ежегодно приобретать ключ электронно-цифровой подписи. «Зачем это делать ИП, работающим в небольших городах? Здесь нет никакой острой необходимости – налоговая инспекция обычно находится неподалеку, поэтому подать декларацию в «традиционном» формате не составляет никаких сложностей. А вот траты на внедрение электронного декларирования воспринимаются не иначе как дополнительный налог», — поясняет предприниматель-общественник. Впрочем, в районной налоговой инспекции апеллируют таким доводам. По мнению специалистов, у ИП при подаче деклараций есть одно слабое место – традиционно они оттягивают сроки представления документов до последнего, и в итоге в последний день инспекция реально оказывается на осадном положении. «Внедрение возможности представлять декларации в электронном виде могло бы решить такие вопросы», — указывают светлогорские налоговики.

Интересуют предпринимателей и возможности сокращения перечня лицензируемых видов деятельности. Еще в 2009 году им пообещали, что список работ и услуг, на которые требуются лицензии, сократится примерно наполовину — из 331 вида останется 210. Как пояснил Александр Топилин, разработанный проект указа представляет собой своеобразный мини-кодекс по вопросам лицензирования и направлен «на комплексное регулирование» всех вопросов в этой сфере, таких, как выдача лицензии, ее продление и так далее. «Проект указа также исключает возможность двоякого толкования госорганами установленных норм и возможность принимать свои акты, — конкретизироваловал представитель Минэкономики. — С одной стороны, у государства есть необходимость значительной либерализации экономической деятельности, а с другой — желание все-таки сохранить определенный контроль. Ведь государство должно обеспечивать экономическую безопасность, а также безопасность жизни и здоровья граждан. И в этом заключается суть либерализационных подходов».

Как показали итоги семинара, львиная доля неприятностей, с которыми сталкиваются представители МСБ в своей повседневной жизни, носит характер локальный, и в каком-то смысле их возможно решить на уровне местной власти. Впрочем, в Минэкономики настаивают на том, что в качестве подсобных элементов в данных вопросах должны выступать региональные центры поддержки предпринимателей, которые сегодня, к сожалению, работают далеко не везде. Светлогорску в этом вопросе повезло – такая структура начнет функционировать в городе буквально через несколько недель.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter